Корпус фотографий, представленных на выставке, собирался в процессе реализации авторского проекта фотографической летописи Петербурга, охватывающей период с 1903 по 2003 годы. Критерий для включения снимков в подборку определялся, с одной стороны, исторической выразительностью и значимостью фотографий, с другой – их художественными достоинствами. В результате работы над проектом, которая растянулась более чем на пятнадцать лет, Владимиру Никитину удалось выстроить полновесную фотографическую перспективу, представляющую одновременно историологическую и художественную ценность.

Временной континуум, к которому относятся фотографии коллекции, разбит на пять разделов. Этим разделам соответствуют пять альбомов, выпущенных в свет петербургским издательством «Лимбус Пресс». Каждый альбом состоит из 250 – 350 фотографий и по замыслу автора-составителя призван через визуальный ряд рассказать о жизни города определенного периода во всех ее проявлениях, а заодно представить фотомастеров, работавших здесь в это время.

Первый альбом – «Столица империи. Санкт-Петербург – Петроград начала ХХ века» посвящен дореволюционной эпохе. Его тема – жизнь столицы Российской империи накануне революции 1917 года, кардинально изменившей судьбу наших соотечественников.

Второй альбом – «Время несбывшихся надежд. Петроград – Ленинград 1920–!930» рассказывает о 20–30-х годах ХХ столетия – эпохе, когда бывшая столица постепенно превращалась в «социалистический Ленинград».

Третий альбом – «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941–1944 гг.» представляет собой уникальное фотоповествование о героической девятисотдневной обороне Ленинграда, самом трагическом периоде истории города, когда почти семьсот тысяч его жителей погибли от голода и холода.

Четвертый альбом – «Оптимизм памяти. Ленинград 70-х» – визуальный рассказ об эпохе застоя, о времени, казавшемся тогда навсегда застывшем и неизменным.

И, наконец, пятый – «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград – Петербург». Это рассказ о времени перемен, о «перестройке», о неспокойных девяностых и начале 2000-х.

Основу выставки составляют фотографии из альбома «Столица империи. Санкт-Петербург – Петроград начала ХХ века», который по хронологии открывает эту грандиозную фотоэпопею, однако по факту был составлен Владимиром Никитиным и издан позже других. Тем не менее недостающее звено встало на свое место – работа закончена.

Помимо фотографий из альбома «Столица империи. Санкт-Петербург – Петроград начала ХХ века», на выставке представлены наиболее яркие работы из коллекции Никитина, относящиеся к другим периодам.

Жизнь Санкт-Петербурга в двадцатом столетии – цепь драматических трансформаций, не только изменивших жизнь целой страны, но и оказавших влияние на мировую историю. Фотолетопись века, состоящая из сотен и сотен запечатленных мгновений, не хуже, а порой даже лучше литературных свидетельств очевидцев позволяет достоверно проследить движение времени.

Об авторе

Владимир Анатольевич Никитин (1944–2015) – известный фотограф, заслуженный фотожурналист, куратор, преподаватель, специалист по истории фотографии.

Более двух десятков лет возглавлял кафедру на факультете журналистики СПбГУ, которая его стараниями была трансформирована в кафедру визуальной журналистики и дизайна периодических изданий СМИ. Автор нескольких книг и более двухсот статей по вопросам фотографии и фотожурналистики.

Фотопроект «Санкт-Петербург. ХХ век в фотографиях» – самая масштабная из исторических работ Владимира Никитина.

* * *

На выставке представлены также фотографии Альфреда Эберлинга из собрания Музея фотографии, которые не входят в авторский фотопроект Владимира Никитина.