Что для нас прежде всего важно в искусстве?

Образ, тема, манера исполнения… Допустим, что все это соответствует нашим эстетическим ожиданиям. Но вдруг мы узнаем о стоимости этого произведения. Что же происходит дальше?

Мы начинаем невольно переосмысливать его ценность. Она может подкрепить наши ощущения или вызвать недоумение и заставить нас размышлять. Таково традиционное видение отношений «искусство – деньги». Но что будет происходить с ценностью художественного произведения, если объектом изображения станут сами денежные знаки?

Именно этим вопросом задался автор и идеолог проекта «Большие деньги как искусство», банкир Михаил Алексеев, – человек, профессиональная жизнь которого тесно связана с деньгами. Однако стоит отметить, что именно род профессиональных занятий Михаила Алексеева вдохновляет его на создание сложноконцептуальных фотографических проектов, где фотографии как виду искусства всегда отводится роль инструмента анализа выбранной темы.

В процессе работы над концепцией данного проекта автор принял решение использовать в качестве объектов коллекционные монеты, стремясь подчеркнуть мысль о том, что век бумажных денег недолог. «Они относительно быстро изнашиваются и, также как безналичные средства на счетах, могут обесцениваться, выводиться из обращения, тратиться или пропадать в неудачных инвестициях», – говорит Михаил Алексеев.

Выбор в пользу фотографии как инструмента воплощения идеи проекта был сделан не случайно. Михаила Алексеева интересовало не столько запечатление редких монет как артефактов, сколько возможность при помощи фотографии, с одной стороны, позволить зрителю любоваться этими объектами, а с другой – показать способность фотографии создавать новый, узнаваемый и соотносимый с реально существующими, информационный знак. Это стало одним из важных аспектов проекта, для воплощения которого автором было принято решение обратиться к стратегии холодной безэмоциональной фиксации, не навязывающей зрителю какого-либо дополнительного художественного контекста.

Для реализации проекта автор, сам многие годы организуя работу по предоставлению денег взаймы, был вынужден позаимствовать редкие экземпляры монет у нескольких известных ему коллекционеров-нумизматов, оказавшись, в каком-то смысле, в роли заемщика. А позаимствованные редкие коллекционные монеты через создание их художественных фотографических образов оказались парадоксальным образом выключенными из процесса капитализации, из той привычной для их восприятия стихии. В философском смысле, участвовавшие в создании проекта монеты прошли удивительный путь: от ценных объектов коллекционирования в качестве денежных средств, через художественное переосмысление, они предстали перед зрителем в виде фотографических изображений, суммировавших ценность самой монеты, значение художественного акта фотографа и стоимость отпечатка. Одним из важных аспектов проекта стал выбор техники создания самих отпечатков и лимитирования их серийности.

В современном нам обществе существует, возможно, только два универсальных языка, понятных абсолютному и подавляющему большинству. Этими универсальными языками являются искусство фотографии и деньги, объединившиеся и переплетенные в этом философском проекте, который оставляет зрителю пространство для собственных размышлений и интерпретаций.

***

Михаил Алексеев, студент и аспирант Московского финансового института, защитивший в 28 лет диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук, известен не только как человек, который на протяжении четверти века руководит крупнейшими банковскими институтами России (с 2008 года он является Председателем Правления самого крупного иностранного банка в стране – ЮниКредит Банка), но и как профессиональный фотограф. Свое занятие фотографией Михаил Юрьевич начал еще в стенах родного института и продолжает его на протяжении вот уже более 25 лет.

Работы члена Союза Художников Алексеева украшают стены многих организаций, в том числе штаб-квартиры группы ЮниКредит в Милане, Росбанка, МСП Банка, Трубной металлургической компании и др. На протяжении многих лет обложки журнала «Рынок ценных бумаг» оформляются фотографиями автора. Его работы неоднократно выставлялись в различных экспозициях и на персональных выставках, находятся в большом числе частных коллекций, используются для иллюстрации художественных изданий, фотокалендарей. Портреты профессоров и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, выполненные Алексеевым в 2007-2008 годах, украшают зал заседаний ученого совета, а его художественными фотоработами оформлен зал заседаний ректората университета.

Будучи человеком, всю жизнь работающим с деньгами, Михаил Алексеев свой очередной фотографический арт-проект решил посвятить именно этой теме. Выступив в непривычной для себя роли «должника», автор позаимствовал у ряда московских коллекционеров красивые, интересные, редкие современные монеты и представил их в виде серии художественных фотографических изображений с целью оформления нового корпуса Финансового университета по просьбе его руководства.

Стоимость изготовления каждой из представленных в проекте фотографий примерно соответствует реальной рыночной стоимости монет, которые на них изображены. Поэтому сами фотографии, обладающие еще большей лимитированной серийностью, чем представленные на них денежные знаки, благодаря их уникальной художественной ценности могут обладать не меньшим инвестиционным потенциалом.

Художественная ценность фотографических изображений предопределяется уникальной технологией фотосъемки монет, которую использовал автор. Деньги отсняты карданной камерой на широкие пленочные негативы и методом мультиэкспозиции с последующей сложной компьютерной обработкой предстают на фотоснимках в таком виде и в таких размерах, которые позволяют увидеть редкие коллекционные монеты так, как их невозможно рассмотреть даже через микроскоп. Простая фотосъемка любыми иными способами тех же монет и их растягивание на большой формат не могут дать того эффекта, которого добился автор, художественно обработав денежные фотографические изображения, образно говоря, напечатав совершенно новые деньги, которые внешне очень похожи на оригиналы, но на самом деле являются новым творением Фотохудожника и Банкира.

Демонстрируя красоту редких современных коллекционных монет, автор дает зрителям пищу к размышлениям на многие темы, связанные с деньгами, в том числе провоцирует возврат к уже утихшей политэкономической дискуссии о том, в какой мере в современном изменчивом мире золото и серебро способны выполнять различные функции денег, служить средством сохранения стоимости.