© Джеймс Хилл. Морской пехотинец сжимает в руке упаковку со Скитлс во время песчаной бури в пустыне на юге Ирака, 2003.jpg
© Джеймс Хилл. Морской пехотинец сжимает в руке упаковку со Скитлс во время песчаной бури в пустыне на юге Ирака, 2003.jpg

Джеймс Хилл более двадцати лет по заданию ведущих международных изданий («The New York Times», «The Time» и др.) освещает события в России, странах СНГ, Европе, горячих точках по всему миру и реализует независимые долгосрочные проекты.

Проект «Между войной и миром», который в 2014 году сложился как книга «Somewhere Between War and Peace», вышедшая в издательстве Kehrer Verlag, – это итог более чем двух десятилетий работы, собрание воспоминаний из сотен поездок, большая часть из которых – в зоны военных конфликтов. В экспозицию выставки в Центре фотографии войдут фотографии из серий, снятых во время вооруженных противостояний в Чечне, Афганистане и Ираке; моменты мирной жизни в России и за рубежом; а также те непростые истории, которые находятся на грани войны и мира: серии «Беслан» и «Чернобыль». У таких кадров, как говорит Джеймс, нет срока давности: «Несмотря на то, что эти моменты визуально остановлены, многие из них остаются для меня эмоционально неразрешенными, требующими внимания много лет после того, как я их запечатлел». Авторские эссе, впервые представленные на русском языке, расскажут о событиях и переживаниях, которые лежат за созданием работ и предложат поразмышлять о балансе между профессиональной отстраненностью и личной вовлеченностью в событие, который приходится выдерживать фотожурналисту.

Фотографии Джеймса Хилл выходят за рамки строгого новостного фоторепортажа с места событий. Его работы из Афганистана (2001), за которые он был удостоен Пулитцеровской премии в номинации «жанровая фотография», и из Ирака (2003) – премия NPPA за лучшую новостную историю в сети, обнаруживают невероятное чувство пространства. Журналистская задача освещения ключевых событий сопрягается с художественной задачей фотографа, искусно выстраивающего композицию, плотно заполняющего кадр благородным цветом (одежд узников Талибана, афганских женщин) и вибрирующим пространством местных пейзажей. Эта общая живописность и поэтичность работ Хилла, отсылающая скорее к живописной традиции, впечатляет в столкновении с фактическим варварством происходящего, которое снимает фотограф в Афганистане на протяжении 3-х месяцев после событий 11 сентября и в Ираке в 2003, следуя за американской армией.

Иной подход обнаруживает, пожалуй, самая известная в России и самая дорогая Джеймсу серия «Беслан» (2004), взявшая первую премию World Press Photo, награды The Visa d’Or и The Overseas Press Club of America. С минимальным арсеналом фотографических средств и свойственной британцам сдержанностью Джеймс Хилл снимает в школе№1 города Беслана две недели после трагедии. В рамках черно-белого пространства квадратного кадра – сплошная тишина, так что слышен сквозняк, перебирающий ковер из тетрадей на полу. Ужасающая действительность: простреленные стены, детские рисунки и надписи, проступает через аскетизм средств, внимательность к деталям и чуткость, обнаруживая абсолютное фотографическое чутье.

«Оказывается, чтобы жить с прошлым, необходимо гораздо больше душевного равновесия, чем я предполагал… Эти кадры, вращающие в голове словно старые слайды на катушке Кодак, вросли в мое сознание. И чем сильнее кадр, тем мощнее его корни. Я нахожусь меж двух огней – долгом помнить и желанием забыть». (Дж. Хилл)