Роберт Капа. Первая волна высадки американских войск в день D вблизи Колл Вилле-сюр-Мер (Omaha Beach), Нормандия, Франция, 6 июня 1944. Photograph by Robert Capa. © International Center of Photography/Magnum – Collection of the Hungarian National Museum
Роберт Капа. Первая волна высадки американских войск в день D вблизи Колл Вилле-сюр-Мер (Omaha Beach), Нормандия, Франция, 6 июня 1944. Photograph by Robert Capa. © International Center of Photography/Magnum – Collection of the Hungarian National Museum

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Мультимедиа Арт Музей, Москва /
Музей «Московский Дом Фотографии»
Министерство внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии
Институт Балашши – Венгерский культурный центр
Венгерский национальный музей, Будапешт

представляют выставку
В рамках Дней венгерской культуры в России

РОБЕРТ КАПА «РЕТРОСПЕКТИВА»

Официальные спонсоры Дней венгерской культуры в Росси:
Гедеон Рихтер, ОТП Банк

Выставка будет проходить с 19 мая по 19 июля
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16

В рамках Дней венгерской культуры в России МАММ представляет ретроспективу классика фоторепортажа, одного из основателей легендарного фотоагентства Magnum – Роберта Капы.

В экспозицию вошли 120 работ, которые в 2008 году Венгерский Национальный музей приобрел у Международного центра Фотографии Нью-Йорка. В их числе знаменитые военные фоторепортажи, которые Капа снимал на протяжении всей своей жизни, портреты звезд эпохи – Ингрид Бергман, Пабло Пикассо, Эрнеста Хемингуэя др., а также фотографии из поездки по СССР с близким другом, писателем Джоном Стейнбеком в 1947 году, ставшие основой их совместной книги «Русский дневник». «Он умел снимать и движение, и радость, и горе. Его фотоаппарат мог улавливать мысль. Он запечатлел мир», – вспоминал Стейнбек.

Роберт Капа, а точнее Андре Фридман (псевдоним Роберт Капа появится только в 1935 году) родился 22 октября 1913 года в еврейской семье, владевшей в Будапеште модным ателье. В подростковом возрасте он всерьез увлекся социалистическими идеями, благодаря поэту и художнику-авангардисту Людвигу Кассаку. Именно в это время Андре увидел фотографии американских фотографов-реформаторов: Якоба Августа Рииса и Льюиса Хайна, работы которых способствовали возникновению его интереса к фотографии.

Будущая звезда военного фоторепортажа страстно мечтал о карьере журналиста – это позволило бы совместить его любовь к литературе и увлечение политикой. К сожалению, в Европе начала 30-х годов, уже возникли фашистские и антисемитские настроения – руководство университета ограничивало прием студентов-евреев, кроме того, Андре Фридман принимал активное участие в уличных демонстрациях и однажды был арестован. Благодаря жене шефа полиции, клиентке ателье его матери, на следующий день он был освобожден из тюрьмы, но вынужден был покинуть Венгрию.

В 1931 году он приехал в Берлин и поступил в университет на факультет журналистики, но из-за отсутствия денег проучился в университете всего год, а затем устроился лаборантом в берлинское фотоагентство «Дефот». Через некоторое время руководство отправило его в Копенгаген сделать фоторепортаж с выступления Льва Троцкого перед студентами. Троцкий запретил вести фотосъемку, но молодому фоторепортеру все же удалось сделать несколько снимков. Это был его первый крупный репортаж, опубликованный во многих европейских изданиях.
После прихода к власти Гитлера, он был вынужден покинуть Германию и некоторое время скитался по Европе. Сначала уехал в Вену, затем перебрался в Будапешт, и в конце концов, обосновался в Париже, где и произошли встречи, навсегда изменившие его жизнь. Сначала он познакомился со своим соотечественником, фотографом Андре Кертешем, ставшим его другом и учителем, потом с Анри Картье-Брессоном, а в 1934 году – с Гердой Таро, которая стала не только его близкой подругой, но и личным менеджером.

В 1935 году молодой фотограф был командирован на съемки в Испанию, но, несмотря на то, что они прошли успешно, продать фотографии оказалось сложно. Во-первых, в это время в Париже работал его однофамилец, а в журналах указывалась только фамилия автора. А во-вторых, Фридман плохо владел французским и не мог полноценно отстаивать свои интересы при общении с редакторами парижских изданий.

Тогда Андре Фридман и Герда Таро придумали Роберта Капу – успешного, американского фотографа, автора скандальных снимков, и к тому же, по совместительству, владельца фотоагентства, в котором работали Таро, Фридман и Кертеш. Добившись признания во Франции, Капа и Таро уехали в США, где Роберт Капа был представлен уже как знаменитый и богатый французский фотожурналист. Обман вскоре раскрылся, но это было уже неважно, в мире уже знали и любили фотографа Роберта Капу.

Летом 1936 года в Испании началась гражданская война. В числе других журналистов Капа и Таро оказались в горах Сьерра-Морена, где происходили ожесточенные бои. 5 сентября 1936 года Роберт Капа сделал, возможно, свой самый знаменитый снимок. Во время очередной атаки Капа, практически вслепую, сфотографировал падающего, смертельно раненого солдата.
Фотография «Смерть республиканца», напечатанная журналом LIFE и другими крупными изданиями вызвала множество споров. Капа всем и всегда яростно отвечал, что на войне не должно быть постановочных кадров, а лучшей иллюстрацией является правда.

Во время Второй Мировой войны Капа был корреспондентом журнала LIFE. С 1940 по 1945 годы Роберт Капа по заказу журнала выполнял съемки на всех фронтах. В 1944 году он был единственным фотожурналистом, осветившим высадку союзнического десанта в Нормандии. В лондонской редакции LIFE по оплошности лаборанта практически вся съемка была испорчена, удалось спасти только одиннадцать кадров, которые были опубликованы в крупнейших мировых изданиях и сегодня являются классикой фоторепортажа.

В 1947 году Роберт Капа вместе с Анри Картье-Брессоном основали агентство Magnum Photo. На сегодняшний день оно по праву считается одним из самых известных фотоагентств в мире, но первое время оно постоянно оказывалось на грани банкротства. Капа и Картье-Брессон, сражаясь за свое детище очень много работали. В 1948 году, когда Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия и Йемен объявили войну недавно провозгласившему свою независимость Израилю, Капа отправился в зону военных действий. А год спустя Капа уже делал репортаж из Советского Союза.

Роберт Капа погиб 25 мая 1954 года от взрыва противопехотной мины в Индокитае, куда уехал на съемку по заданию журнала LIFE. С 1955 пресс-клуб США ежегодно вручает фотожурналистам «Золотую медаль Роберта Капы» за лучшие фоторепортажи, созданные с риском для жизни.