Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Шарль Бодлер, ок. 1860. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn
Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон). Шарль Бодлер, ок. 1860. © Ministère de la Culture et de la Communication - France / Médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine / Dist Rmn

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
JEU DE PAUME, ПАРИЖ
МЕДИАТЕКА АРХИТЕКТУРЫ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИ
МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАЦИИ ФРАНЦИИ

представляют выставку
в рамках IX Московской международной биеннале
«Мода и стиль в фотографии 2015»

«ФЕЛИКС И ПОЛЬ НАДАРЫ. ТРАДИЦИЯ И КАПРИЗ»

Куратор: Мишель Пуавер

При поддержке: Посольства Франции в России, Французского института в России и
Renault в России

В рамках Девятой московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015» МАММ представляет выставку «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция», рассказывающую о творчестве знаменитого французского фотографа, карикатуриста, писателя и воздухоплавателя  Гаспара Феликса Турнашона (1820-1910), известного миру под псевдонимом Надар, а также его сына и преемника – Поля Надара (1856-1939). Выставка создана благодаря архивам французской Медиатеки архитектуры и культурного наследия (Médiathèque de l'architecture et du patrimoine), в которой собрано множество негативов Феликса и Поля Надаров.

По сути, это история зарождения нового художественного жанра – фотографического портрета, появлению которого мы во многом обязаны Феликсу Турнашону или Надару. Во Франции он – настоящая легенда. Наделенный невероятной энергией, он был звездой эпохи, непримиримым республиканцем и яростным противником Империи, блестящим карикатуристом, вращавшимся в журналистских кругах и дружившим с самыми знаменитыми художниками и артистами своего времени, снимки которых в 50-е годы XIX века и принесли Надару мировую известность. Во времена Второй империи фотоателье на улице Сен-Лазар, в котором творил Надар было особой точкой притяжения парижской богемы.

В то же время – это история становления фотоателье как бизнес-проекта. В конце 80-х годов XIX века, когда управление ателье перешло к сыну фотографа Полю Надару, благодаря появлению более совершенной фототехники, позволяющей создавать моментальные снимки, производство портретов стандартизировалось и встало на коммерческие рельсы. Демократичные фантазии Надара-младшего сменили вдохновенную суровость Надара-старшего, активность сына затмила творчество отца. Однако их роли в истории несопоставимы. Феликс был величайшим художником. Поль – предпринимателем, сумевшим адаптировать коммерческую деятельность ателье к глубоким изменениям в обществе. Между 1850 годом и так называемой «Прекрасной эпохой» визуальные каноны полностью изменились: произошел переход от экспериментальной фотографии к коммерческой практике. Поменялось и само окружение: романтическая богема уступила место Парижу водевилей.

Выставка «Феликс и Поль Надары. Каприз и традиция» – попытка переосмыслить общепринятый взгляд на наследие ателье Надара и эпоху, в которую он работал. Фотостудия в данном случае предстает как место, где сталкивались «норма» и чудачество: снимки знаменитостей и парадные портреты соседствовали с миром театра, его гримасами, костюмами, позами и жестами. Посредством фотообъектива Надары связывают два, казалось бы, несовместимых мира: «великих людей» и театральных «живых картин», предлагая взглянуть на них по-новому и раскрыть особые отношения царивших в обществе того времени.