Мэри Рейд Келли и Патрик Келли, "Priapus Agonistes,“ 2013
Мэри Рейд Келли и Патрик Келли, "Priapus Agonistes,“ 2013

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

представляют выставки в рамках IX Московской международной биеннале «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ 2015»

Открытие состоится 19 февраля в 19:00

Мэри Рейд Келли
Куратор: Геральд Мат
Со-куратор: Катаржина Ужинска
Проект представлен Neuer Kunstverein Wien, Вена, и
Susanne Vielmetter Los Angeles Projects, Лос-Анджелес
При поддержке Австрийского культурного форума в Москве

Чен Чжаган «Калпа»
Куратор: Ольга Свиблова
Проект представлен Galerie Forsblom, Хельсинки, и Contemporary by Angela Li, Гонконг
При поддержке: Ahmad Tea в России

«Не[свое]временное»
Куратор: Надя Шереметова
Проект представлен фондом «ФотоДепартамент», Санкт-Петербург
При поддержке: Panasonic

Лилия Ли-ми-ян «Masters/Servants»
Проект представлен Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко
При поддержке: Panasonic

Мария Ионова-Грибина «Почти как все девочки»
Куратор: Нина Левитина
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии»
При поддержке: Panasonic

Выставки будут проходить с 19 февраля по 29 марта.

Молодая американская художница Мэри Рейд Келли, обладательница престижной стипендии Мемориального фонда Гуггенхайма объединяет в своем творчестве техники живописи и рисунка, которые она изучала в Йельском университете, с перформансом, театром, скульптурой и литературой. Черно-белые видео-рассказы Мэри Рейд Келли представляют собой ожившие, объемные, говорящие рисунки, иронически обыгрывающие эстетику кубизма, экспрессионизма и сюрреализма.

Художница исследует положение женщин, их борьбу за свободу и равноправие, облекая свои истории в форму стихов, наполненных язвительным юмором. Ее внимание привлекают исторические периоды, отмеченные глубокими политическими, общественными, экономическими и культурными переломами – такими как Первая мировая война и Великая французская революция.

Мэри Рейд Келли сама создает свои работы – начиная от сценария, дизайна костюмов и декораций и заканчивая видеосъемкой; ее муж, Патрик Келли, выступает как эксперт в области кино и цифровой обработки; а главные роли исполняют сама художница и члены ее семьи.

Чен Чжаган – профессиональный архитектор и художник. Он изучал архитектуру в Чунцинском университете и в 1999 году был назван ООН одним из 12 «выдающихся молодых архитекторов» мира. Сначала Чен Чжаган рисует эскизы своих будущих работ, а затем с помощью крупноформатной камеры делает фотографии. Полученные снимки Чен обрабатывает на компьютере и иногда компонует несколько разных кадров в одно изображение.

Чен Чжаган рассказывает о человеческой и индустриальной драме, разыгравшейся в отдаленных провинциях западного Китая всего несколько десятилетий назад, когда  правительство Китая приняло программу «Третий фронт», которая ввиду возможной войны предписывала перенести жизненно важные предприятия тяжелой промышленности в неприступные горы, подальше от побережья и поближе к источникам ресурсов. Миллионы рабочих были перевезены в моментально построенные города, необходимые для возведения и эксплуатации больших промышленных комплексов. В 1980-х годах китайское правительство взяло курс на рыночную экономику, новой экономической системе были не нужны устаревшие фабрики и большие города, построенные вокруг них. Рабочие вернулись в свои родные места, а города и заводы в горах опустели. На снимках Чжагана сталкиваются разрушение и процветание, вера в развитие Китая и проблемы, порождаемые этим развитием.

«Не[свое]временное» – это проект, в котором 13 фотографов и художников из разных городов России отвечают на вопрос, какие, по их мнению, понятия являются непреходящими, исконными, фундаментальными для нашей страны, возможен ли диалог между поколениями и идеологиями. «Не[свое]временное» – это размышление о времени, которое нас сформировало и о коллективной памяти, благодаря которой мы можем попытаться понять настоящее, это попытка нащупать общее пространство опыта,  обнаружить общее поле, которое всегда шире, чем предлагаемая каждому поколению идеология, попытка сформулировать мечту о стране, которую каждый носит внутри себя.  Художники исследуют идеологическое, историческое и личное пространство, выявляя самые важные ритуалы, смысловые и визуальные коды, по которым мы опознаем свою принадлежность к одной культуре.

Участники проекта: Наталия Балута (Москва), Филипп Белобородов (Петербург), Алексей Боголепов (Петербург), Анастасия Богомолова (Челябинск), Андрей Иванов (Москва), Алла Мировская (Москва), Евгений Молодцов (Петербург), Наташа Подунова (Екатеринбург), Мария Сакирко (Москва), Елена Холкина (Москва), Елена Чурикова (Москва), Федор Шклярук (Москва), Катя Юшкевич (Петербург). Куратор: Надя Шереметова, ФотоДепартамент (Санкт-Петербург).

Лилия Ли-ми-ян, выпускница Московской школой фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, лауреат премии Кандинского 2014 года в номинации «Проект года», в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» представляет проект «Masters/Servants».

На снимках Ли-ми-ян – горничные, управляющие, кухарки, садовники, позирующие в интерьерах роскошных особняков, где они работают, вместе со своими хозяевами. Автор размышляет о том, какую нишу занимает обслуживающий персонал в мировой сфере услуг и какое место отводится ему в современной России, какие особенности присущи нашему менталитету, как относятся к своему статусу сотрудники и наниматели, где проходит тонкая грань между личным и профессиональным, умением быть незаменимым и незаметным, сохраняя дистанцию.

Проект Марии Ионовой-Грибиной «Почти как все девочки» посвящен феномену «селфи», его месту в нашей жизни и в современном искусстве. Селфи – автопортрет, сделанный с помощью телефона и зеркала или только телефона, для последующего размещения в блогах и социальных сетях. Несколько лет назад жанр «селфи» покорил весь мир, селфи увлечены школьники и студенты, кинозвезды и президенты.

Принципиальным отличием селфи от прочих видов искусства является его недолговечность. Для того, чтобы тебя оценили и не забыли, надо постоянно снимать и постить свои изображения, как будто, чтобы подтвердить факт своего существования, тогда как в начале прошлого века, услуги фотографа были дороги, и доступны далеко не всем, решившись на фотосъемку, человек стремился показать себя в максимально выигрышном свете, а в нашей стране, даже  несколько десятков лет назад поход в фотоателье был настоящим событием.

«Мой проект ставит вопрос о ценности – художественной, культурной, исторической, личной – тех эфемерных автопортретов, которые каждый из нас производит сотнями и которые окружают нас и наших друзей сплошным виртуальным облаком, – пишет Мария Ионова-Грибина в предисловии к проекту.