© Святослав Пономарев. Из проекта «Руины будущего»

Проект «Руины будущего» это специальное событие в рамках большой выставки «PROзавод». Мультимедийная инсталляция музыканта и художника Святослава Пономарева, в которой задействовано 6 проекций и звук.

«Руины будущего» ― это мультимедийная инсталляция музыканта и художника Святослава Пономарева, в которой задействовано шесть проекций и звук, создающие эффект присутствия зрителя в исчезнувших навсегда цехах завода ЗИЛ.

Работа погружает зрителя в рассыпающуюся на глазах величественную индустриальную эпоху, постулируя полную смену мировоззренческих парадигм. «Смерть создала время, чтобы вырастить то, что потом убьет».

Автор воссоздает в галерейных залах  атмосферу пришедшего в упадок завода ЗИЛ; ― зону оставленного и разрушаемого в настоящий момент колоссального производства, прежде обеспечивающего работой десятки тысяч человек. В нем не осталось ничего ― это остановившееся у точки абсолютного нуля движение, покрытое толстым слоем «лунной» пыли.

Утрата объектом своих основных функций  всегда наблюдается на гребне глобальных перемен. Качественные перемены несут за собой разрушение ― упадок одного необходим для прорастания нового. Завод разрушается поколением людей уже другой идеологемы, других принципов существования. Руинизация старых смыслов закономерно  фиксируется и эстетизируется художниками новой эпохи.

«Я полюбил их (руины) всей душой. Знаете, как говорят о такой любви в Детройте? Ее называют "руинным порно". Европейцы специально приезжают в Детройт любоваться руинами и получают от этого зрелища наслаждение, сопоставимое с сексуальным. Но детройтцы говорят об этом без негативной оценки, просто констатируют факт. И меня тоже привлекает зрелище чего-то ушедшего в прошлое, но оставившего след в настоящем. Такие виды можно, впрочем, найти повсюду. Весь Рим состоит из них». (Джим Джармуш).

В проекте «Руины будущего» Пономарев ведет воображаемый диалог со знаменитым итальянским археологом,архитектором и художником-графиком XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. В первую очередь, вторя его интересу к эстетике разрушения.«В классическом мире Пиранези не столько привлекало величие созидания, сколько величие разрушения. Его воображение было поражено не так делами рук человеческих, как прикосновением к ним руки времени» (П. Муратов «Образы Италии»).

Пономарев напрямую использует  образы заката великой империи: проекции гравюр разрушенного Рима дублируются зловещими остатками стен, крыш и колонн не так давно работающего завода. Сквозь фотографии проступают  лики и тексты безвозвратно ушедшей эпохи, чертежи автомобильных «шедевров» советского прошлого.

«Человеческий род стоит перед альтернативой: либо окончательно стать рабами машин и послушными големами системы, либо бороться за свою свободу, за свою жизнь, за своё будущее… final battle, в которой, по сути, может быть только два исхода: либо мы их, либо они нас. (Тед Качинский. «Индустриальное общество и его будущее»).

Звуковая среда проекта состоит из отдельных фрагментов человеческих голосов, индустриальных и бытовых шумов, музыкальных осколков в транслируемом видео статических изображений завода.

Проект «Руины будущего» это специальное событие в рамках большой выставки «PROзавод», открывающейся в Центре фотографии имени братьев Люмьер  15 января  2015 года. В рамках проекта планируется перформанс Святослава Пономарева. (www.purba.ru)