17 ОКТЯБРЯ, СРЕДА

Центр современного искусства «Типография», ул. Рашпилевская, 106

9:00—10:30

Лекция Дженнифер Ворд «Работа с местным сообществом: о ценности крепкого сотрудничества с локальными партнерами»

Дженнифер Ворд, сокуратор фестиваля FotoFest (Хьюстон, США), расскажет о важности работы с региональными авторами и организациями на примере международной арт-структуры с 30-летним опытом подобного сотрудничества. FotoFest прошел путь от биеннале «Месяц фотографии» до международной арт-институции, работающей по всему миру круглый год. Благодаря новым программам и креативным партнерам FotoFest поддерживает свой международный статус, но в то же время проводит политику, позволяющую ему взаимодействовать с местной и региональной аудиторией.

16:00—17:30

Лекция Михаэлы Босаковой «История европейской фотографии: взгляд из Восточной Европы»

Михаэла Босакова расскажет о крупном издательском проекте — трехтомнике «История европейской фотографии», который представляет работы европейских авторов XX века, известных и не очень, и дает дополнительную информацию о фотографиях, которые мы, казалось бы, знаем хорошо, но… всегда находится что-то новое. Также слушатели познакомятся с программой 24-го фестиваля «Месяц фотографии» в Братиславе (Словакия).

17:45—19:15

Лекция Владимира Левашова «Снимать или делать: фотография как творческая практика»

Фотография как средство копирования; документ; искусство. История медиума как роман с искусством: от подражания живописи к медиализации современного искусства. Особенности фотографического инструментария и самоопределение фотографии. Фотография как искусство/фотография как аутентичная творческая практика.

19:30—21:00

Лекция Ханны Фризер «Расширение горизонтов: международные перспективы для художников»
Обычно перед художниками стоит непростая задача сделать максимально возможное в рамках тех ограниченных ресурсов, которые у них есть. Успех зависит от двух факторов: регулярной работы и умения привлекать аудиторию к своим произведениям. Ханна Фризер расскажет о международных возможностях, которые поддерживают художников в обоих направлениях. Участие в арт-резиденциях может дать авторам очень большую пользу по части как создания, так и доработки своих новых проектов. Также международный обмен может привести к выставкам и предоставить другие ресурсы, которые расширят аудиторию. Стоит учиться находить наилучшие места для работы со своим проектом и извлекать из них пользу.


18 ОКТЯБРЯ, СУББОТА

Центр современного искусства «Типография», ул. Рашпилевская, 106

9:00—10:30

Лекция Алехандро Альмараза «Фестиваль Encuentros Abiertos — Festival de la Luz — самое главное в мире событие по распространению, развитию и продвижению фотоискусства в Латинской Америке»

Аргентинский фестиваль Encuentros Abiertos — Festival de La Luz продвигает национальную фотографию во всем мире, ищет новые таланты, поддерживает уже известных авторов, а также изучает всевозможные тенденции современной художественной фотографии. Фестиваль проводится некоммерческой организацией Fundación Luz Austral и является оплотом фотографии в регионе. Здесь фотография Латинской Америки пересекается с важнейшими международными инициативами в этой области. Под руководством Элды Харрингтон каждая биеннале показывает выставки авторов со всего мира. Также в программу входят портфолио-ревю, встречи с авторами, мастер-классы и лекции. Ключевыми проектами фестиваля 2014 года стали выставки Роджера Баллена, Августа Зандера — Майкла Сомороффа, Умберто Риваса, Гонсалеса Палма и проект «Партизанское движение на территории России, Украины и Белоруссии в годы Великой Отечественной войны». Фестиваль объединил 178 экспозиций авторов из 31 страны и 44 городов Аргентины, а также испанского города Саламантика.

10:45—12:15

Лекция Деборы Клочко «Музей фотографических искусств: эволюция и революция в фотографии»

На наших глазах происходит революция, которая изменит современную музейную практику и роль фотографии в музее. И то и другое развивается, чтобы встретить будущее. Музей фотографических искусств (MOPA; Сан-Диего, США), который работает с фотографией и кино, является лабораторией новых идей. Сегодня фотография стала своеобразной визуальной валютой нашего времени. Каждый день миллионы людей делают фотографии и сталкиваются с тысячами из них. В последние два десятилетия технологии шагнули от бумаги и фотографий, появившихся под воздействием химических реактивов, к электронным битам и пикселям. Используя фотографию как самое знакомое и доступное медиа визуального опыта, MOPA помогает аудитории лучше понимать свое современное онлайн- и личное пространство. Благодаря активной выставочной деятельности, публичным программам, образовательному направлению, а также архиву MOPA занимается фотографией в предельно широких границах, утверждая это медиа как искусство со своей богатой историей и визуальным языком. Эта цель достигается путем внедрения новых технологий в максимально возможное число проектов музея. На интерактивном веб-сайте, который постоянно развивается, посетители могут скачивать видео- и аудиофайлы, а также получать доступ к электронному каталогу коллекций и просматривать их разными путями.

12:30—14:00

Лекция Руи Праты «Панорама современной португальской фотографии»

Объединив работы самых активных португальской авторов, Руи Прата представит основные тенденции современной фотографии этой страны. Фотография настолько широко распространилась по миру, что становится сложно определять нечто, что объединяло бы большое число авторов. Но шесть четких разделов с поверхностными связями, где это возможно, позволят сделать повествование о предмете ясным. По разным причинам пространство португальского фотографического арт-рынка чрезвычайно невелико. Это связано как с отсутствием четкой политики институций, работающих в сфере культуры, так и с ограниченным числом коллекционеров, публичных и частных.


19 ОКТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Центр современного искусства «Типография», ул. Рашпилевская, 106

9:30—11:00

Лекция Канга Юнгхо «Воображение, которое совмещает несовместимое, и фотография как искусство перформанса»

Проект Канга Юнгхо «99 вариаций» появился не случайно, а как нечто вполне естественное. В своей лекции он расскажет о «воображении», которого рождается под действием силы противоречия. Канг не просто коммерческий фотограф, но также художник, который иногда не знает, что ему делать. Благодаря своим работам он открыл множество вариаций собственного «я», в том числе противоположных друг другу. На первый взгляд, все его работы несочетаемы, начиная с перформансов, продолжая коммерческой, документальной и художественной съемкой и заканчивая «99 вариациями». Все проекты независимы, однако тесно сплетены силой внутреннего противоречия. Даже в обычной жизни фотограф чувствует эту силу, но его это совершенно не беспокоит. Она действует благотворно. Особенно на мысли, на воображение. Об этом Канг Юнгхо и хочет рассказать.

11:15—12:45

Лекция Вима Де Шамфеле «Встреча с Африкой: как фотографу-документалисту работать с местными сообществами»

Увлекаясь съемкой людей, последние 8 лет Вим де Шамфеле фотографировал в основном на африканском континенте. Снимая всегда в одних и тех же отдаленных деревнях, он постепенно завоевывал доверие и уважение местных жителей. Они позировали ему целыми деревнями и гордились возможностью стать причастными к созданию огромных детализированных портретов. Эти тщательно собранные, абсолютно правдоподобные фотографии — больше, чем просто документалистика. В своих работах Вим де Шамфеле показывает реальность в формате, недоступном невооруженному глазу. Каждая из его работ — отдельный проект, созданный одновременно людьми и современными компьютерными технологиями».

13:00—14:30

Лекция Томаса Кельнера «Томас Кельнер, проект “Genius Loci”. Возможности аналоговой фотографии в цифровую эру»

Автор подробно расскажет о работе с 35-миллиметровой пленкой, с помощью которой он создает расщепленные, кубистические контактные отпечатки, а также о том, почему кубизм и Эйфелева башня приводят к новому направлению в фотографии. С конца 1990-х Кельнер создает фотографические интерпретации архитектурных объектов. Последний проект «Genius Loci» он сделал совместно с Фотографическим музеем «Дом Метенкова» (Екатеринбург). Эти работы исследуют промышленную архитектуру Екатеринбурга (а также других территорий Урала) и Германии. Кроме того, на своей лекции Томас Кельнер даст более общие полезные советы о построении карьеры в фотографии.


21 ОКТЯБРЯ, ВТОРНИК

Краснодарское художественное училище, ул. Седина, 117

9:00—10:30

Лекция Шигеру Йошиды «Мирный путь. В поисках скрытой энергии молитвы»

Молитва приносит мир и покой в наши сердца. Также она дает нам в жизни надежду. Силу молитвы изучает передовая медицина. Говорят, что молитва помогает растениям расти быстрее. Ко всему доказано, что молитва влияет на гены и может исцелять. В марте 2011 года в Японии произошло Великое восточно-японское землетрясение. Когда Шигеру Йошида приехал на место катастрофы, то увидел, как многие люди, пострадавшие от землетрясением и цунами, складывают ладони в молитве. Молился даже тот, кто оказался незатронутым, и это выглядело совершенно естественным. Хотя прошло немало времени, они все еще молятся.

10:45—12:15

Лекция Макса де Эстебана «О фотографии сегодня: ключевые задачи фотографии и как они влияют на творчество»

Сегодня фотография находится в состоянии постоянного изменения. Цифровые возможности ставят под сомнение все: производство фотографий, их распространение и использование. Но важнее всего то, что под сомнение ставятся три ключевых принципа фотографии: светопроницаемость, монокулярная перспектива и документальность. Потенциальное расширение формальных и неформальных границ приводит к новым, неоформленным, непрямым связям с современной жизнью. Фотография либо примет вызов и начнет бороться, либо исчезнет как самый консервативный вид искусства.


22 ОКТЯБРЯ, СРЕДА

Факультет журналистики Кубанского государственного университета, ул. Сормовская, 7.

9:40—11:10

Лекция Винода Хопсона «Пропаганда эстетики: продвижение международных новостей искусства в век социальных сетей»

Вместе с новыми технологиями коммуникации, которые перешли от чернил и бумаги к пикселям на экране, зритель стал более разборчивым и непостоянным. Преодолевать информационный шум, чтобы донести сообщение до аудитории и продвигать искусство, становится все сложнее. За последние десять лет FotoFest кардинально расширил число и разнообразие своих программ, а вместе с этим изменились и способы, с помощью которых СМИ и публика хотели бы о них узнавать. Винод Хопсон, специалист FotoFest по маркетингу и работе с прессой, поделится опытом организации международного продвижения фестивальных проектов в современных условиях.