Фонд «ФотоДепартамент»
Образовательная программа ФотоДепартамент.Институт
представляют групповую выставку молодых фотографов:

Не[свое]временное

29 июня – 31 августа 2014

Открытие: 29 июня, воскресенье, в 18.00

Участники выставки:

Наталия Балута (Москва) / Филипп Белобородов (Петербург) / Алексей Боголепов (Петербург) / Анастасия Богомолова (Челябинск) / Андрей Иванов (Москва) / Алла Мировская (Москва) / Евгений Молодцов (Петербург) / Наташа Подунова (Екатеринбург) / Мария Сакирко (Москва) / Елена Холкина (Москва) / Елена Чурикова (Москва) / Федор Шклярук (Москва) / Катя Юшкевич (Петербург)

Куратор выставки:

Надя Шереметова / ФотоДепартамент

В русском языке есть давняя грамматическая дилемма, которую предлагалось разрешить, сделав выбор в пользу одного или другого значения, путем добавления одной запятой – фраза «Казнить нельзя помиловать» полностью переворачивает свой смысл в зависимости от поставленного знака препинания и дает волю действию, решающему чью-то судьбу. Не так изящно, но надеемся не менее ёмко и многослойно, мы постарались зашифровать в названии выставки вектор размышлений о времени, в котором себя находим сегодня, которое еще помним, а также те коллективные места памяти, через которые удается хоть немного понять настоящее «здесь и сейчас». Художник всегда чувствителен ко времени, в котором живет, и его способность выбрать нужный акцент может опередить общую чувственность и вектор понимания того или иного периода истории.

Размышляя над тем, что для нашей страны является корневым, исконным и непреходящим, мы, группа фотографов из разных городов, инициировавшие этот проект, начали исследовать вопрос с разных сторон. Окунувшись в историю, оказалось, что в России невозможно выявить одной большой идеи, потому что каждый эволюционный сдвиг сопровождался привнесением чего-то извне, что крепло и развивалось на местной почве, вспыхивая яркими вспышками – как авангард в искусстве начала XX века или «традиционная» русская матрешка. Открытость культуры вовне, как ни странно, во все периоды истории способствовала её обогащению и самобытности.

Мы изучали социологические исследования, охватывающие последние 100 лет истории страны, три исторических и идеологических режима, две революции, разные типы примет времени и формирующиеся на этих этапах черты русского характера. Мы шли беседовать с незнакомцами и вели собсвенные наблюдения, в которых фотография оказалась более способной, чем невооруженный взгляд или язык, проявить противоречия и единство современного общества, которые сложно принять и сформулировать словами.

То, что можно назвать очевидно объединяющим всех нас – это территория, геополитически называемая Россией. Её мы знаем через карту, висевшую когда-то на стене у родителей и перешедшей к нам по наследству. Мы скорее всего не будем знать по имени своего соседа по лестничной площадке, но будем, раздираемые противоречием, чувствовать единение с туристом, кричащим на Дворцовой площади «Тагииил». Потому что родившись в пределах этих культурных, языковых, географических, нравственных, наконец, границ, как-то автоматически получается осознавать себя частью огромного пространства, где Дальний Восток, находясь на противоположном его конце, как никогда близок в своей с нами [одно]временности. В бесконечно разобщающей нас, жителей одной страны, дали стремлений, повседневных действий, отношений друг к другу, горизонта, в конце концов, во всех его значениях, проявляется общая территория, где противоречия свой/чужой, далеко/близко, чудеса/действие, дурак/герой давно сформировали русского человека, проявив одно из важных, подмеченных исследователями, качеств – дуализм русской души.

Мы пытаемся нащупать общее пространство опыта. Выставка – это попытка определить общее поле, которое больше, чем предлагаемая каждому поколению идеология, определить мечту о стране, которую каждый носит внутри себя. Это беззвучное понимание, в большей степени, будет связано с понятием дома, с воспоминаниями о детской площадке во дворе; богатой культуре, которую помним по текстам из учебников, картинкам из альбомов, которые копились дома, или походов в музеи; с запахами с кухни и наполненными желанием жить застольями, собирающими за одним столом разные поколения семьи и друзей. Мы исследуем идеологическое, историческое и личное пространства, выявляя то, что формирует историю через забывание – возможно важные ритуалы и пункты, на которых сообщество, порой забывающее в чем их единство, себя опознает. Что-то из этого нам хочется понять, что-то – сохранить и перенести в свою часть времени, сделать [свое]временным – своими в отведенном нам времени.

Надя Шереметова

Вход на открытие выставки свободный, в остальные дни вход на выставку – 50 рублей