«Владислав Данилов обладает удивительной способностью: он умеет видеть жизнь вещей. Когда-то Лев Толстой, наблюдая за падением ножа, записал в дневнике:  "И я увидел жизнь ножа". В этой серии фотографий тоже отражено, но только метафизическое, Падение знаменитого Дома на набережной. Отражено Время»

Ольга Трифонова

«От ГУЛАГа до гламура» — это диапазон, в котором мы сейчас существуем. Сначала жили от ГУЛАГа до оттепели. Потом до перестройки. Теперь — до гламура. Рамки расширяются, жизнь принимает новые формы и мы вместе с ней».

Владислав Данилов

На выставке представлены произведения Владислава Данилова, по-видимому, единственного российского концептуалиста, работавшего в технике фотографии. Старые работы продолжены недавними сериями, развивающими приемы концептуализма и одновременно иронизирующие над ними. Показаны серии «Дом на набережной» и «Моя семья» 1970-1980-х годов, и слайд-фильмы «Родина-Мать» и «Дискретный автопортрет 2» 2000-2014 годов.

В семидесятые годы концептуализм возник в среде московских художников как вариант нового Эзопова языка, где системой знаков становился не текст, а, к примеру, его изображение, или поступок, как высказывание и т. д. Вполне герметичный феномен, созданный остроумными, внутренне свободными людьми, кроме прочего, зарабатывающих на жизнь иллюстрированием статей в прессе и научных книг — то есть визуализацией текстов, идей, что и было взято за основу концептуализмом. Реакция государства на эти новшества была, как обычно, неадекватна; забавно, что КГБ заинтересовалось концептуалистами раньше публики или критики.

Владислав Данилов, принадлежащий к кругу концептуалистов, в середине 1970-х годов использовал визуализацию фотографиями последовательности событий (что позже освоит видеоарт), интерьеров и предметных композиций как декораций прошедших и/или будущих драм, парадоксальных постановок. Его последовательности-секвенции обычно представляют собой доскональный анализ однотипной фактуры, это бедное на вид искусство. Минимальные изменения в каждом из следующих кадров, накапливаясь, порождают некие ощущения и размышления. Вот павильон № 57 на ВДНХ, снятый фронтально, в лоб, и крошечный, пятнающий его сталинскую красу, спешит из кадра в кадр человечек. Вот проселок в Подмосковье — машина прошла, поднялась пыль, виден дорожный знак; пыль осела, знака не видно. Вот почтовый ящик на дверях «Дома на набережной»: его жадная щель открыта — и закрыта. Сочетание малозначительных знаков рождает новый смысл, гораздо более драматичный.

«Дом на набережной» вообще имеет особое значение для фотографа. Гигантский памятник советским благам и сталинским репрессиям стал восприниматься как символ ушедшей эпохи после публикации повести Юрия Трифонова, напечатанной в 1976 году. «В „Ударнике“ моя семья прожила 50 лет, — говорит Владислав Данилов. — В 80-м я стал снимать свой дом как уходящий объект: продолжающийся несколько лет грандиозный капремонт и переезды сделали прощание с Домом неизбежным для многих его старых обитателей. В это время я с энтузиазмом погружался в профессиональную фотографию, техническое качество для меня тогда было „идеей фикс“, и негативы 13×18 должны были сохранить всю информацию „по максимуму“». Дому посвящена серия «50 лет борьбы с энтропией», о которой Ольга Трифонова, вдова Юрия Трифонова, написала: «Владислав Данилов обладает удивительной способностью: он умеет видеть жизнь вещей. Когда-то Лев Толстой, наблюдая за падением ножа, записал в дневнике: „И я увидел жизнь ножа“. В этой серии фотографий тоже отражено, но только метафизическое, Падение знаменитого Дома на набережной. Отражено Время».

Современная цифровая работа со старыми негативами подняла стремление к качеству на новый уровень. В серии, посвященной Дому на набережной, фотохудожник избегает разного рода улучшений и кадрировки, сохранены даже пылинки, за тридцать лет осевшие на негативах: «Концепция этой выставки — ценность первичного изображения, лаконизм, документальность, отсутствие пафоса, высокое техническое качество, лапидарный монтаж, дизайн в стиле плакатов по технике безопасности советского времени — таких свойств я хотел добиться в этой серии». В 2000-х, когда новизна открытий концептуализма осталась позади, в основу работ Владислава Данилова легла поэтическая метафора, визуальные рифмы, образующие новые «гипертексты». «Пик концептуализма прошел, но его технологии остались. Каждый может теперь стать концептуалистом. Главное, не быть скучным. Основа концептуализма — остроумие, в широком смысле слова».

В лучших традициях концептуализма создана серия «Родина-мать» (2014), секвенция из сорока шести снимков. На них пятиконечные звезды и фигуры архитектурного декора, десятилетиями покрывавшиеся слоями краски, превращаются в мумии былых идей, призраки первоначального смысла. Серия «Дискретный автопортрет 2» (2000-2013) более иронична; в соответствии с названием, этот «автопортрет» слагается из отдельных предметов, точек и загогулин. Среди нескольких десятков снимков можно найти отсылы к источникам вдохновения художника («советская» тарелка), и воспоминания о детстве и юности (рогатка-оберег и бюстик Сталина в дупле векового дуба), и толику гламурной современности («Тондо с лаптями» или «Не забуду мать родную»), и страшноватые мистические пророчества («Куриный бог»). Маленькая серия «Моя семья» (1980-е — 2013) — о связи прошлого и настоящего. На покривившихся качелях на даче сидят разные поколения; качели иногда чинят, но они заваливаются в сторону снова и снова. Эта дача советского интеллигента, запущенная, но необходимая — подобие советского «вишневого сада», уже не очень понятный молодежи символ совместного труда и отдыха на природе. Частично ущербность, частично свобода — как определяет эту «философию дачи» автор. Всего в выставочных залах «Промграфики» представлено около 100 работ Владислава Данилова.

Владислав Львович Данилов

По первому образованию химик
В 1970-х начал работать во ВНИИ технической эстетики, здесь же начал профессионально заниматься графикой (карикатурой) и фотографией
В 1980-х сотрудничал с Центральной фотостудией Госкомиздата, Центром международной торговли, рядом издательств, печатных СМИ и дизайн-бюро, специализируясь на фотосъемке произведений искусства, рекламной фотографии
С 1975 года Член Международной Федерации Художников
Неоднократно участвовал в профессиональных конкурсах, в том числе и международных (приз конкурса «Календарь SINAR 2001» — Швейцария; шорт-лист конкурса SONY WPA (Великобритания) 2010.
2008 год выставка «Дискретный автопортрет», в галерее «Глаз»
2009 год выставка «50 лет борьбы с энтропией или очистить помещение», в Музее «Дома на набережной»

За дополнительной информацией и изображениями полиграфического качества обращайтесь photo. pr@mail. ru или Владислав Данилов, vd. pinxt@mail. ru