ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ФРАНЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ДРУЗЕЙ ЖАКА-АНРИ ЛАРТИГА
ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РОССИИ
ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ

представляют выставку в рамках Десятого Международного месяца фотографии в Москве «ФОТОБИЕННАЛЕ 2014»

ЖАК-АНРИ ЛАРТИГ «БИБИ»

Достаточно одного взгляда на фотографии Жака-Анри Лартига (1894-1986), чтобы почувствовать, что он прожил необыкновенную жизнь. Ему удалось создать уникальную фотолетопись эпохи. ХХ век, глазами легендарного французского фотографа и художника — это, прежде всего, «Belle Epoque» — золотой век автомобилестроения и воздухоплавания, время великих открытий в науке, это расцвет искусства и литературы, кино и фотографии, это время аристократов, кинозвезд и художественной богемы. На снимках Жака-Анри Лартига, одного из пионеров жанра светской хроники, наряду с завсегдатаями вечеринок на Лазурном берегу, можно увидеть Пабло Пикассо, Жана Кокто, Кеса ван Донгена, Ганса Абеля, и др. При этом, Лартиг всегда был равноправным участником приемов, прогулок на яхтах, катания на лыжах и т. д. Он фотографировал людей своего круга, что придает его снимкам очень личный, «семейный» оттенок.

Жак-Анри Лартиг родился в одной из самых состоятельных семей Франции. Его отец — известный предприниматель, увлекался фотографией и познакомил своего сына Жака с тайнами фотосъемки и печати. Неслучайно, самым сокровенным желанием юного фотографа была собственная фотокамера. В 1901 году он получил первый в своей жизни громоздкий фотоаппарат на деревянном треножнике, а чуть позже — ручную фотокамеру, которой можно было делать практически репортажные снимки. Лартиг был одинаково увлечен и черно-белой, и цветной фотографией, его эксперименты с цветом сегодня признаны одними из лучших автохромных фотографий своего времени.

Счастливое детство наделило Жака-Анри Лартига удивительной способностью восхищаться миром и людьми, искренностью и непосредственностью в изображении своих героев. Как истинный аристократ он никогда не был амбициозен и не искал признания, слава и признание пришли к нему поздно: в 1962-м году в Нью-Йорке, 68-летний фотограф встретился с великим куратором МoМА Джоном Шарковски, и показал ему свои фотографии — результатом стала первая ретроспективная выставка Лартига в 1963 году.

На выставке в МАММ представлены работы Жака-Анри Лартига, относящиеся к двадцатым годам ХХ века — периоду, связанному с именем Мадлен Мессаже по прозвищу «Биби» — жены фотографа и матери его единственного сына Дани. Жизнерадостная Биби служила опорой восприимчивому и беспокойному Лартигу, воспевшему ее безмятежность, искренность и силу на своих снимках.

Перед нами своего рода семейный фотоальбом, листая страницы которого мы наблюдаем за всеми перипетиями светской жизни Жака-Анри Лартига, Биби и их друзей: вечеринками, поездками в Довиль, Санкт-Мориц, Шамони, на Берег басков и на Лазурный берег. Это было время, когда Лартиг пытался сделать карьеру живописца и обрести финансовую независимость. Сомневаясь в собственных силах, и в то же время, стараясь не показывать это, он с удвоенной энергией и удовольствием веселился и кутил, наслаждаясь всеми соблазнам своего времени. В 1930 году Биби рассталась с мужем. Фотограф глубоко переживал уход жены, не находя ему объяснения.