ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
JEU DE PAUME, ПАРИЖ
МЕДИАТЕКА АРХИТЕКТУРЫ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАЦИЙ ФРАНЦИИ
ПОСОЛЬСТВО ФРАНЦИИ В РОССИИ
ФРАНЦУЗСКИЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ
МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «МАНЕЖ» 

представляют выставку

в рамках Десятого Международного месяца фотографии в Москве «ФОТОБИЕННАЛЕ 2014»

АНДРЕ КЕРТЕШ «ДВОЙНИК ЖИЗНИ»

Стратегический партнер Музея: РОСБАНК

Открытие состоится 1 апреля в 19:00 в ЦВЗ «Манеж» Манежная пл., д. 1

Выставка продлится со 2 апреля по 9 мая

В рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку легендарного фотографа и фотожурналиста Андре Кертеша «Двойник жизни».

Андре Кертеш — ключевая фигура в истории фотографии, его талант признан многими современными фотографами, в том числе Анри Картье-Брессоном. Экспериментируя с разными течениями — сюрреализмом, конструктивизмом, гуманизмом, нередко обращаясь к ним раньше, чем последователи этих самых течений, Андре Кертеш всегда оставался верен своему главному принципу: «Делаю то, что чувствую».

В основе выставки «Двойник жизни», включающей 189 фотографий, представляющих собой современные отпечатки, выполненные в технике серебряно-желатиновой печати — негативы из собрания Андре Кертеша. Экспозиция построена таким образом, чтобы охватить и максимально ярко и подробно отразить все периоды творчества: венгерский (1912–1925); французский (1925–1936); нью-йоркский (1936–1962); и период международного признания (1962–1985).

Андре (Андор) Кертеш родился в Будапеште в 1894 году. Когда ему было восемь лет, умер его отец, и все заботы об образовании Андре и его братьев взял на себя их дядя, Липот Хоффман. После окончания Высшей торгово-промышленной школы Кертеш начал работать на фондовой бирже и увлекся фотографией. Его первая дошедшая до нас фотография — «Спящий молодой человек» — датирована 1912 годом. Кертеш не перестал фотографировать и тогда, когда его призвали в армию, он подробно фиксировал повседневную жизнь солдат австро-венгерской армии, будни, протекающие в окопах и долгих переходах. «Солдат и корова» (1917) и «Мой брат как Икар» (1919), с их необычным выбором ракурса и перспективы, являются самыми яркими снимками этого периода.

Кертеш страстно мечтал стать фотографом, и его мечта сбылась, когда после войны, полный решимости и надежд, он эмигрировал во Францию, это произошло в 1925 году. В Париже Андре Кертеш поселился в квартале Монпарнас, куда с Монмартра к тому времени переселилась парижская богема. Там он познакомился с Питом Мондрианом, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Фудзитой, Колетт и многими другими выдающимися художниками, скульпторами и писателями; начал фотографировать своих венгерских друзей, мастерские художников и уличные сцены; парки и сады, набережные Сены, встречи с друзьями и земляками в знаменитом кафе Куполь (La Coupole). Прошло немного времени, и его талант получил признание: в 1927 году состоялась его первая выставка в галерее «Весна священная». А в 1933 году была создана знаменитая серия «Искажения», запечатлевшая отраженные в кривых зеркалах тела двух обнаженных русских натурщиц. Восхитительные или отталкивающие, эти анаморфозы близки тому, что в это время делали Пикассо, Арп и Миро. В 1934 году вышел «Париж глазами Андре Кертеша» с предисловием популярного писателя и теоретика искусства Пьера Мак-Орлана (Пьера Дюмарше). Именно в Париже, были созданы такие шедевры, как «Комическая танцовщица» (1926), «У Мондриана» (1926), «Руки Пола Альма» (1926). Французские и немецкие журналы начали наперебой заказывать Кертешу фотоочерки и иллюстрации. Авангардный журнал «Искусство и медицина» опубликовал его снимки, наряду с работами Жермены Круль, Ман Рэя, Эммануэля Суже, Франсуа Коллара и Брассая (с которым Кертеш познакомился в 1926 году и приобщил его к фотографии).

В 1936 году Андре Кертеш и его жена Элизабет отправились в Нью-Йорк в соответствии с условиями контракта с агентством Keystone. Однако его сотрудничество с одним из крупнейших фотоагентств того времени продлилось менее года. Несмотря на то, что интерес к работам фотографа проявляли такие влиятельные журналы как Harper’s Bazaar и Vogue; несмотря на выставки, организованные в PM Gallery (1937) и в Чикагском художественном институте (1946); и даже не взирая на публикацию книги «День Парижа» (1945), оформленной самим Алексеем Бродовичем, знаменитым арт-директором американского Harper’s Bazaar, Кертеш так и не получил большого признания в качестве представителя американской авангардной фотографии. В 1944 году он добился американского гражданства, а в 1949-м — даже подписал эксклюзивный контракт с издательством Condé Nast, однако в основном ему приходилось делать фотографии интерьеров для коллективных публикаций... Не найдя достойного применения своему таланту, в 1962 году Кертеш решил закончить профессиональную карьеру.

К счастью, в 1963 году Андре Кертешу наконец удалось вернуть негативы венгерского и французского периодов, которые он оставил в Париже в 1936 году. Вслед за Французской Национальной библиотекой, в 1964 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку, посвященную его творчеству, которая затем с огромным успехом прошла в Токио, Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Париже и Хельсинки. В 1975 году он был приглашен в качестве почетного гостя в Арль, на Международные фотографические встречи. К Андре Кертешу пришла мировая слава.

К этому времени он перестал заниматься street-photography, бóльшую часть фотографий Кертеш делал из окна своего дома. Его завораживали нагромождение крыш и вид на Вашингтон-сквер с высоты птичьего полета. В восьмидесятые годы одна за другой вышли несколько очень важных книг, посвященных его творчеству: «Венгерские воспоминания», «Фотографии Парижа и Нью-Йорка» и «Андре Кертеш: Моя Франция». А в 1984 году он подарил полное собрание своих негативов и личных документов Французскому государству (Министерству культуры).

Андре Кертеш умер у себя дома в Нью-Йорке 28 сентября 1985 года.

«Моей работой управляет момент. Я чувствую то, что делаю. Это очень важно для меня. Все смотрят, но не все могут увидеть. Я никогда не думаю и не измеряю: если я вижу сюжет, я знаю, что он хорош, даже если придется ждать хорошего света» — Андре Кертеш.