Центр имени Андрея Сахарова и Галерея "Триумф" 
представляют выставку Кристины Романовой и Александра Цыркина

Олимпийская археология

«АРХЕОЛОГИЯ — отрасль ист. науки, изучающая и реконструирующая прошлое на основе материальных остатков деятельности человека» 

«Фотография и история» — одна из бесконечно ведущихся в мире дискуссий, особым образом преломляющаяся в российской культуре. Вопрос сохранения истории в памяти людей и непосредственно в физическом пространстве становится основным в фотопроекте «Олимпийская археология» Кристины Романовой и Александра Цыркина.

Методом исследовательской фотографии, совмещая позиции отстраненного «археолога» и включенного в контекст «местного жителя», тридцать с лишним лет спустя авторы изучают сохранившиеся следы XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Переосмысление одного из самых значимых для нашей страны событий конца прошлого века происходит накануне XXII зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

«Витрины крупных торговых центров, прилавки маленьких магазинов „продукты“, переходы, центральные улицы и площади пестрят логотипами грядущей сочинской олимпиады. Новостные ленты, рекламные баннеры, печатные издания, всевозможные виртуальные и реальные стены спешат сообщить всем и каждому про новую линейку курток, шапок, лыж, чайных ложек и банковских карт с „главным“ событием страны 2014 года. Кто-то из жителей столицы проходил через подобное сумасшествие во время триумфальной и одновременно самой скандальной „Олимпиады-80“. Для кого-то найденные „археологические“ объекты были детскими игрушками, кто-то бережно хранит их до сих пор, где-то между томиками сочинений В. И. Ленина и С. Есенина, а кто-то ищет их на блошиных рынках. Выискивает эти уходящие символы эпохи в попытке сохранить или удачно сбыть ностальгирующим туристам в преддверии новых игр», — говорят авторы.

На выставке представлены более двух десятков снимков бытовых предметов и сувениров с олимпийской символикой, ныне хранящихся в частных коллекциях, подчеркивают временную дистанцию между созданием объектов и моментом съемки. Фотофиксация подобных «музейных» предметов дополнена реальными экспонатами, в том числе реконструкцией уголка жилой комнаты 1980-х годов.

В параллельной серии фотографий сохранившихся до наших дней сооружений и малых архитектурных форм, также отмеченных олимпийской символикой, выполненных с помощью легендарной пленочной среднеформатной камеры «Любитель», авторы выводят зрителя за пределы интерьера в пространство города, визуализируя часто никем не замечаемый, почти забытый и потому неуклонно уходящий пласт прошлого.

Ностальгия и печаль по утраченному, дух официоза и тлен распадающегося монументального советского прошлого — чувства, которые передают снимки проекта, соединяя личные переживания с коллективной эмоцией.

Однако «Олимпийская археология» — проект не только про времена, память, сохранение истории, но и про неотъемлемую составляющую нашего мира — материальную, позволяющую спустя годы реконструировать прошлое.


Кристина Романова и Александр Цыркин работают над различными фотографическими проектами в жанрах от пиктореализма до репортажа, применяя как цифровые, так и аналоговые технологии. Живут и работают в Москве.

Кристина Романова (1989, Москва) изучала фотографию в фотошколе базе агентства ИТАР- ТАСС (2008, Москва), в Российском Государственном Гуманитарном Университете (современная фотография/фотодизайн, 2011). В 2011 году представила персональный книжный проект «Grayscale», посвященный осмыслению городского пространства. Участница фестиваля фотографии «Эволюция», Кострома (2013), VII международного фестиваля фотографии «Фотопарад в Угличе» (Углич, 2013), «Год без цензуры» (Коммерсант ФМ, Галерея FOTOLOFT, Москва, 2012). В составе арт-группы 21/12 состоялись персональные выставки «Барьеры» (Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого, Москва, 2012) и «21/12 или Апокалипсис — это...?» (Москва, 2012). Номинант конкурса «Серебряная камера — 2013».

Александр Цыркин (1978, Москва) в фотографию пришел из музыки. В настоящее время занимается полиграфическим дизайном и фотографией. Участник многочисленных российских и зарубежных фотоконкурсов: компании RACCORD Group, Фонд Карла Буллы, «III Музейной Биеннале Современной фотографии» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,2014).