Наверх
Loading
26 декабря 20139 февраля 2014

Светлана Тимофеева. Пейзажи

Вечереет, 1975
Вечереет, 1975
Ладога. Раздолье, 1984
Ладога. Раздолье, 1984
Ворзогоры. Беломорье, 1990
Ворзогоры. Беломорье, 1990
Ворзогоры, Беломорье, 1992
Ворзогоры, Беломорье, 1992
Карпаты. Пейзаж с белой лошадью, 1974
Карпаты. Пейзаж с белой лошадью, 1974
Коктебель. Восход солнца, 1980
Коктебель. Восход солнца, 1980
1 из 6
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото
Россия, Санкт-Петербург
Государственный центр фотографии (РОСФОТО),
Часы работы: ежедневно с 11 до 19
Адрес: ул. Большая Морская, 35,
Проезд: М. Невский проспект. Рядом с гостиницей "Астория", вход под арку, во двор направо.,
тел.: (812) 314-12-14,
факс: (812) 314-61-84,
http://rosphoto.org/

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации приглашает на выставку

Светлана Тимофеева. Пейзажи

Открытие: 25 декабря 2013 года в 18.00 Выставочный зал Дворового корпуса, 2 этаж

В ретроспективной экспозиции объединены работы из собрания РОСФОТО и из личной коллекции автора, созданные в период с 1970-х по 2010-е годы.

Тимофеева Светлана Михайловна пришла в фотографию в начале 1970-х годов, в период расцвета в СССР любительской фотографии и сразу заняла в ней значимое место. Для советских фотолюбителей пейзажный снимок был неразрывно связан с туризмом, напоминая о месте, в котором развивалось действие туристического похода или экспедиции.

Авторский подход Светланы Тимофеевой — совершенно иной. Погружаясь в атмосферу мест, сживаясь с ними, автору удается в сериях фотографий ярко рассказывать о моментах тихой, обыденной жизни, о сосуществовании человека и природы. География мест, запечатленных на работах фотографа, поражает: от Крыма в одной из первых и удивительно красивых серий «Коктебель» до Беломорья в немного мистической серии «Сказание о невидимом граде Китеже», от Приморья и Камчатки до Карелии, от Саян до Карпат.

В работах, вошедших в первые серии фотографа, заметно, как происходит становление авторского видения. Отдельные пейзажи не собираются в историю. Они самоценны и напоминают «найденные», несущие в себе прожитую жизнь, старые объекты. Этот эффект во многом создается благодаря длиннофокусной оптике, выкраивающей кусок пространства из реальности, и выбору сюжетов, отсылающих к старой, ветхой, прожитой жизни. Так снимок 1973 года «Северный мотив» захватывает ощущением пространственного тупика, остановившегося времени. Кажется, что героям снимка никогда не выбраться из этого места и этого времени. Позднее, в таких циклах, как «Коктебель» (1976–1985) и «Ладога» (1985–2012), «найденных объектов» больше не будет, да и человек станет нечастым гостем сюжетов Тимофеевой. Причина такой эволюции видится в том, что документальный подход постепенно меняется на более чувственный. Автор все меньше ориентируется на конкретный сюжет и на исследование обширных природных пространств России.

Имя Светланы Тимофеевой в российской фотографии впервые зазвучало в 1971 году на Всесоюзной выставке-конкурсе «О времени и о себе», проходившей в Улан-Удэ, где ее фотоснимок получил золотую медаль. Столь быстрый успех не оказался случайным, за ним последовали новые работы и новые награды. Почти сразу отдельные произведения начинают складываться в серии, а с течением времени лучшие из них объединяются в циклы. Формат цикла — сложный формат, говорящий о том, что автору удалось установить связь, в случае Тимофеевой, с местом, привлекающим его на протяженном отрезке времени. Так возникает цикл «Русский Север». Начало работы над ним было положено в 1972 году, а завершен он в 1987-м. Сама автор определяет свой интерес к Северу просто и емко: «Я сразу влюбилась в него!» В этом эмоциональном высказывании вся суть взаимотношений фотографа с природой. В дальнейшем все ее творчество будет пронизано, прежде всего, именно этим мотивом.

К началу 1980-х работы Тимофеевой приобретают легко узнаваемый авторский стиль. Прежде всего, его определяет осознанно выбранная мастером и методично разрабатываемая главная тема ее творчества — пейзаж. Среди Ленинградских авторов она стала одной из немногих, кто по-настоящему заинтересовался пейзажным жанром, кто заново открыл его возможности для создания художественного высказывания.

Ее работы отличает и техника исполнения. Идеально отобранные сюжеты, несущие в себе объективную красоту природы, в момент печати и дополнительной обработки снимка переосмысляются автором, доводятся до субъективного совершенства. За более чем 40 лет работы в пейзажном жанре Светланой Тимофеевой созданы сотни фотографий, но в число лучших мастер включает не более ста работ. Этот список постепенно пополняется новыми произведениями. Тимофеева на удивление спокойно перешагнула переломный момент прихода в фотографию цифровых технологий. Сейчас она по-прежнему в работе, и любовь фотографа, как и в предыдущие годы ее творческой жизни, обращена к пейзажу.

Сегодня Светлана Тимофеева — член союза фотохудожников России, преподаватель фотомастерства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, автор более 40 персональных выставок, экспонировавшихся в Риге, Вильнюсе, Каунасе, Калининграде, Минске, Казани, Перми, Челябинске, Владивостоке, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Коктебеле, Набережных Челнах, Улан-Удэ, Петербурге, Москве. Она продолжает плодотворно трудиться, фотографируя северную часть побережья Ладожского озера — места, когда-то поразившие ее своей красотой, а позднее ставшие ее домом, где каждый световой блик, каждое облако и порыв ветра — причина вступить в вечный диалог человека и природы.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 6 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов