ГАЛЕРЕЯ «САРАЙ»

Представляет выставку Игоря Васильева

LOUPE

Открытие 2 апреля, в 17:00

В петербургской фотографии Игорь Васильев представляет радикальное крыло формалистов. Его последовательные (в течение 25 лет) поиски способов трансформации и презентации фотографической реальности уводили его все дальше от фотографического мейнстрима в сферу маргинального и эзотерического.

Проект «Loupe» представляет собой ряд изображений разного размера, прямоугольной формы, близкой к золотому сечению. В каждый прямоугольник помещен правильный круг (так выглядит инструмент «увеличительное стекло» в графических программах компьютера).

Эту серию работ Игоря Васильева лишь условно может называться фотографией. Перед нами скрин-шоты (картинки текущего состояния экрана) снимков, сделанных цифровой камерой в разное время в разных местах. На первый взгляд — это пейзаж, жанровая уличная сцена или домашний любительский снимок, иногда нечто абстрактное. Но для Игоря Васильева фотоизображение всегда было и остается объектом для дальнейших творческих манипуляций, поводом для игры с разными изобразительными и смысловыми слоями.

Поверхностный слой: первичный снимок — то, как фотограф построил кадр, что ему удалось подхватить, подсмотреть или заметить, зафиксировать реальность. Следующий смысловой слой — вторичное изображение на экране компьютера. Компьютер сам «добавил» что-то. Далее фотограф трансформирует изображение по «законам компьютера», принимая его правила игры — он использует компьютерный инструмент — лупу. Так же как обычное увеличительное стекло, компьютерная лупа позволяет приблизить и рассмотреть фрагмент снимка. Но парадокс в том, что слишком сильное увеличение размывает изображение, уводит от детализации, превращая его в практически абстрактное.

Автор предлагает нам весь диапазон интерпретаций — от синдрома Аспергера до супрематизма Малевича. Одно из проявлений синдрома Аспергера — преувеличенное внимание к одной из сфер знания или деятельности (фигурально, приближенное и зафиксированное с помощью линзы). Еще один аспект игры, предложенной художником- абсолютно правильный круг лупы помещен в такой же правильный прямоугольник экранной фотографии. Они вступают в композиционное взаимодействие и создают новый изобразительный слой — условную геометрическую абстракцию. Близкая к совершенству «электронная» композиция.

Серия «Loupe» — внутренне цельный, ментально выстроенный проект, соединяющий визуальные и философские интерпретации замысла. Это сочетание и создает эффект изысканного и неожиданного художественного жеста.

Игорь Васильев родился 23 ноября 1966 года в городе Нестеров Калининградской области в семье врачей. Окончил среднюю школу в 1982 году в Тернополе и поступил в Ленинградский технологический институт, но его не закончил. С 2000 года учился в Невском институте языка и культуры, который окончил в 2005 году.

Работал токарем, рабочим в Лениздате, дворником, фотографом и преподавателем в Петербургских фотомастерских, багетчиком, окантовщиком и монтажником в различных галереях и музеях, мастером компьютерной полиграфии.

Фотографией увлекся в 1986 году в киноклубе Технологического института.

Первые знакомства с фотографами произошли в конце 1980-х годов в «Сайгоне».

В 1990 году И. Васильев, Д. Виленский, П. Глебовов, Р. Ядыкин, С. Бродский, А. Саватюгин учреждают Институт Новой Фотографии, который стремился популяризировать нетрадиционную фотографию.

В 1993 принимает участие в выставке «Фотоpostscriptum» в Русском музее — первой в Петербурге фотографической выставке в музее изобразительного искусства.

В 1995 году становится соучредителем галереи «Фотоimage» на Пушкинской, 10.

В 1994–1996 году Игорь Васильев участвовал в международном проекте «Самоидентификация" (Петербургское искусство 1970–1990 гг., Киль, Берлин, Осло, Сопот и в начале 1996 г. Мраморный дворец Русского музея).

В 1998–1999 годах был участником «Осенних фотомарафонов» и фестиваля «Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга № 1».

Игорь Васильев относится к тому узкому кругу фотографов, которые добились легитимации фотографии как изобразительного искусства. В перестройку и постперестроечное время они позиционировали себя как художники, учреждали фотографические институции, создавали концептуальные фотографические проекты, открыли первые фотогалереи, вели активную выставочную деятельность и сделали фотографию активным участником современного художественного процесса, введя ее в экспозиционное пространство музеев.