Говоря об интервью, мы в первую очередь имеем в виду вербальное общение, обмен мнениями и получение новой информации на уровне слов. Возможно, это не единственный вариант интервьюирования. Во всяком случае, так считают участники выставки «Беру интервью у города».

19 авторов из разных стран мира представляют свое видение города, новое сообщение — визуальное — о городе, людях, в нем живущих, окружающей среде и мире в целом.

Каждый из фотографов выбрал для выставки только один город и мог взять у него интервью, одной, или двумя фотографиями. Что узнали авторы, какие темы подняли в своих работах? Это четыре больших блока: человек в городе; город и окружающая среда; отношения к истории и исторической памяти; человек и информация.

На первом блоке проблем — человеке в городе — построили свои интервью Александр Ляпин, Алексей Крик, Ачи Гегенава, Алексей Плюснин, Анатолий Белков и Валентина Донейко. Разные города, разные страны, разные люди, но все мы близки друг к другу, потому что всем нам важно не остаться одному, не потеряться в информационных потоках городской среды, найти свое место отдыха, или просто улыбнуться, увидев странные наложения элементов городской среды. Каждый из авторов находит свой вариант визуального сообщения. Если у Валентины Донейко и Александра Ляпина это скорее натюрморт, то у Алексея Плюснина, Алексея Крика, Ачи Гегенавы и Анатолия Белкова мы видим жанровые и стрит-фотографии.

Город и окружающая среда. Это следующая ступень в узнавании города, его изучении и прочтении. На этой стороне городской жизни остановили свое внимание Анастасия Кичигина, Наталья Корж, Виктор Малышко, Валерий Самарин, Дмитрий Юрченко и Михаил Кондров. Авторы показали разные стороны этого взаимодействия: от гармоничной взаимосвязи у Валерия Самарина и Михаила Кондрова, до практически полного поглощения природы как самостоятельно развивающегося организма у Виктора Малышко.

Еще одна сторона, показанная в интервью, это отношении к истории и исторической памяти. Эту проблему рассматривают в своих фотографиях Анна Данилочкина, Марина Жердева, Андрей Годяйкин, Игорь Култышкин. И вновь позиции интервьюеров позволяют увидеть проблему с разных сторон. Если у Марины Жердевой и Андрея Годяйкина это раздумья о прошлом и нашей связи с ним, то у Анны Данилочкиной и Игоря Култышкина это скорее улыбка поверхностному вниманию к прошлому, моде на быстрое посещение всего и вся.

Мы уже говорили о том, что интервью — это прежде всего получение информации. О такой информации, которой буквально «напичкан» город, размышляют Дмитрий Зверев, Надежда Сокорева, Михаил Штейнберг. То, что мы видим в их интервью, это некие знаки, которые либо недоступны тем, кто не владеет данным языком (как это у Дмитрия Зверева и Надежды Сокоревой), либо эта информация настолько абстрактна, что воспринимается на уровне подсознания (как это происходит в интервью у Михаила Штейнберга). Да, информации очень много, но наш мозг защищает нас от ее излишества, помогает видеть только то, что важно нам именно здесь и именно сейчас.

Конечно, не все аспекты удалось рассмотреть в рамках выставки. Но такая задача и не ставилась перед авторами. Речь скорее о том, что наше взаимодействие с городом, городской средой становится все более и более визуальным. Вы тоже заметили это?

М. Ю. Кондров