Приглашаем на открытие выставки

«Нидерландские и фламандские фотографы о России»

Выставка открывается 10 марта в 17.00.

В 19.00 состоится встреча с фотографам Робом Хорнстрой и писателем Арнольдом ван Брюггеном, авторами проекта «Сочи» (www.thesochiproject.org)

Выставка «Нидерландские и фламандские фотографы о России» — это первая часть большого проекта «Зарубежные фотографы о России». В нее включены 10 авторов, которые в течение последних 20 лет снимали документальные истории о России:

Бертин ван Манен (Bertien van Manen) www.bertienvanmanen.nl

Роб Хорнстра (Rob Hornstra) в соавторстве с писателем

Арнольдом ван Брюггеном (Arnold van Bruggen) www.thesochiproject.org

Карл де Кайзер (Carl de Keyzer) http://www.carldekeyzer.com/

Питер тен Хупен (Pieter Ten Hoopen) / Агентство VU http://www.pietertenhoopen.com/ www.agencevu.com

Герт Йохемс (Gert Jochems)/ http://www.gertjochems.be/

Гертьян Корнелиссен (Geertjan Cornelissen)/ www.gtvr.org

Райнир де Влаам (Reinier de Vlaam) / www.reinierdevlaam.nl/
Павел Прокопчик (Pavel Prokopchik) http://www.prokopchik.com/

Сбышек Косчь (Sbignew Kosc) http://www.zbigniewkosc.nl/

Лео Эркен (Leo Erken)/ http://www.leoerken.nl/

Цель проекта — показать Российскую действительность глазами ведущих зарубежных документальных фотографов.

Куратор проекта: Ирина Попова

www.ffabru.tumblr.com

Выставка будет представлена в 10 городах России: Москва, Екатеринбург, Пермь, Чебоксары, Самара, Тверь, Углич, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск.

В каждый из городов будет приглашен один из авторов выставки с интервью, мастер-классом и презентацией книги.

Выставка является частью официальной программы Года Нидерландов в России.

Проект поддержан Посольством Нидерландов в России, CPS (CANON), Школой Визуальных Искусств и центром «FOTODOC».

Выставка будет открыта с 10 по 24 марта ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 13.00 до 20.00

Вход свободный

Вход на встречу с Робом Хорнстрой и Арнольдом ван Брюггеном 300 руб. для тех, кто располагает такой суммой, бесплатно, для тех, кто суммой не располагает.

Куратор Центра документальной фотографии «FOTODOC»: Александр Сорин

Тел.: +7 916 675 41 90
Факс: (495) 917 26 53
e-mail: fotodoc@liberty.su

Куратор выставочного проекта «Голладские и фламандские фотографы о России»: Ирина Попова

www.irinapopova.net

Тел.: +7 967 257 51 40
e-mail: popovaira@yandex.ru

О проекте

«Зарубежные фотографы о России. Том I: Голландские и фламандские авторы о России»

Проект включает в себя выставку 10 голландских и фламандских авторов, которая будет представлена в 10 городах России, а также цикл лекций, презентаций, интервью, презентации книг, выпуск каталога и поддержание вэб-сайта.

Кураторский текст о проекте:

Книгу Бертин ван Манен я впервые увидела дома у Александра Лапина. Оказывается, Бертин приезжала в Россию в 90е, чтобы путешествовать, знакомиться с людьми, изучать русский язык и — фотографировать. Тогда общалась с Лялей Кузнецовой, и та познакомила ее с Александром Иосифовичем. В этом маленьком фотографическом мире все пути-дорожки пересекаются, и настоящих фотографов и подвижников от фотографии слишком мало, чтобы не знать их хотя бы по имени.

Когда я начала выражать восторг от впервые увиденных работ Бертин — от этого магического реализма, пересечения деталей на одной картинке, этой теплой близости к героям, то Александр Иосифович с легкостью подарил мне эту книгу. И так началась моя пора увлеченного исследования всего, что связано с зарубежными фотопроектами о России. Позже огромная ретроспектива Бертин ван Манен, занявшая целый этаж фотомузея FOAM в Амстердаме, доказала, что мой первый восторг не был ошибочным — Бертин ван Манен прочно занимает свое место в ряду интереснейших мировых фотографов. И ее главное увлечение и тема почти всех работ — Россия.

Позже появился Роб Хорнстра, который удивил своей газетой про Сочи. Да-да, сперва была именно газета, которая, при разделении страниц оперативно превращающуюся в фотовыставку, годную для любой стены. Потом Роб вместе с писателем Арнольдом ван Брюггеном создал целую новаторскую систему существования одного проекта внутри книг, открыток, постеров, выставок и мультимедиа презентаций.

Настоящим открытием, еще во время моей жизни в России, стал проект Питера тен Хупена о Нижегородской деревне — снова здесь внимание концентрировалось не только на фотографии, но на истории за ней: Питер был очарован легендой о граде, некогда ушедшем под воды озера, чтобы спасись от нашествия татаро-монгольского ига. Говорят, этот град появляется на поверхности озера раз в год, летом, и в это время вокруг озера происходит крестный ход. Питер засобирался туда… но на все события опоздал, попав во вполне себе заурядную деревню. Его фотоистория, однако, обладает тем сиянием о полузабытой сказке, скрывшейся за повседневностью.

О работе Карла де Кейзера я узнала от Александра Кузнецова, который на протяжении месяцев работал вместе с ним над проектом «Зона». Взгляд Карла определяет точная определенность «его» сюжетов, цветная колористика и скрытая ирония мудрого человека. Саму книгу «Зона» я рассматривала только визуально, как прекрасные картины, забыв о содержании: тяжелые будни заключенных в Сибири. В этих работах нет сочувствия, нет тоски и безнадеги, здесь есть взгляд чистого визуала, или человека с другой планеты.

Гертьян Корнеллисен пошел по пути документального фикшена и изобрел себе образ советско-ностальгического героя, сняв повседневность окружающих нас постсоветских просторов. Герт Йохемс принял за отправную точку откровенно сюрреалистическую картину мира — неизвестно, затертого черно-белого сибирского городка — кажется, что эта черно-белая зернистость — свойства не фотографии, но самого места, где она сделана. Лео Эркен является почти бесстрасстным документалистом, стремящимся запечатлеть в деталях и образах время и место вокруг себя. На днях выходит его книга — результат многолетней работы в странах СССР восточного блока.

Райнир де Влаам попытался понять загадочную и мрачноватую русскую душу через взгляд на возрождающееся фанатичное православие. 

У Сбигнева Косча взгляд кажется гораздо ближе, теплее, понятнее — он ближе к традиции восточно-европейской и, в частности, прибалтийской фотографии. Может быть, дело еще и в том, что его изображение деревенского быта кажется чем-то до боли знакомым — тем, что каждый из нас видел не через фотографию, но в жизни.

И, если взгляд западных авторов кажется нам тяжелым и мрачным, или, по крайней мере, критическим, то выход из этих невеселых реалий предлагает Павел Прокопчик и его герои серии The Tribe. Кажется, единственный путь вовне из этой антизападной изоляции — стать хиппи, построить хижину в поле…

Так подбиралась моя коллекция таких разных, но одновременно таких похожих авторов. Их объединяло одно — почти фанатический интерес к России, не прянично-матрешечной, но настоящей, суровой и непонятной страны, которую они во что бы то ни стало желали познать, и их фотография была для них средством на этом пути.

Как ни странно, эти фотографии в своей совокупности могут помочь кое-в-чем и нам самим, людям, живущим в России — увидеть пусть субъективное, лоскутное, но тем не менее завораживающее зеркало. Познать, что в нас так завораживает и одновременно отпугивает людей извне. И где она кроется, эта загадочная русская душа, если она есть вообще.

Это — первая часть большого цикла «Зарубежные фотографы о России», который будет разворачиваться. Здесь представлены только голландские и фламандские авторы. Выставка будет показана в 10 городах России, и в итоге приедет в Нидреланды.

Этот проект не мог бы состояться, если бы не горячий энтузиазм самих участников — показать свои работы именно в России и именно в контексте такой коллективной выставки, открывающей новые горизонты и возможности к интерпретации. И конечно же, этот проект не получился бы, если бы не щедрая поддержка Нидерланского культурного фонда и Leica-Russia, а также поддержка локальных площадок и фестивалей, открывших свои двери для этой выставки.

Я благодарна всем авторам и помощникам за их деятельное участие.

Ирина Попова
Куратор проекта «Зарубежные фотографы о России. Том I:
Голландские и фламандские авторы о России».