ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

представляют выставки

в рамках VIII Московской международной биеннале «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ — 2013»

В залах Московского музея современного искусства в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2013» будут показаны фотографические и видеопроекты российских авторов.

Открытие состоится 5 марта в 19:00

В Московском Музее Современного Искусства

Ермолаевский пер., 17

Влад Монро «Полоний»
При поддержке AHMAD TEA

Александра Катьер «Там, за туманами»
Куратор: Франсуа Шеваль
Проект предоставлен Музеем Нисефора Ньепса при участии галереи «Победа»
При поддержке ОАО «НОВАТЭК»

Юлия Лебедева «Instagram»
При поддержке БИЛАЙН
При поддержке БИЛАЙН

Игорь Гавар «Бабушки»
Куратор: Нина Левитина
При поддержке ОАО «НОВАТЭК»

Илья Ефимович «Портреты в ландшафте»

Петр Ловыгин «Луи мой не возвращается ко мне»
«Зимнее путешествие через дюжину стран Латинской Америки»

При поддержке БИЛАЙН

Артем Голенков «Основной красный»
При поддержке MASTERCARD

Елена Гусева «На медведя»
Проект предоставлен Школой фотографии и мультимедиа имени Родченко

Анастасия Кузьмина «Без названия»
Проект предоставлен Школой фотографии и мультимедиа имени Родченко

Анна Ермолаева «Trying to survive»
Проект предоставлен XL-галереей
При поддержке БИЛАЙН

Выставки будут проходить с 6 марта по 5 апреля.

Выставка знаменитого художника Владислава Мамышева-Монро «Полоний», подготовленная в сотрудничестве с фотографом Григорием Поляковским, — отголосок недавней премьеры одноименного спектакля в «Политеатре», в котором Монро сыграл Полония. Создатели определяют жанр этой постановки как fashion-шоу, художником по костюмам и декорациям выступила известная художница Катя Филиппова. Взяв за сюжетную основу шекспировского «Гамлета», авторы спектакля делают его главным героем трагического и трогательного Полония, которому отдаются все гамлетовские монологи. Полоний становится не просто персонажем одноименной пьесы, а некой воздушной субстанцией, присутствие которой ощутимо в образах Гертруды, Клавдия, самого Гамлета и даже Офелии. Эта экспериментальная трактовка классической пьесы стала отправной точкой для самостоятельного фотографического проекта Влада Монро — воплощенной метафоры театра и театральности.

Фотограф Петр Ловыгин показывает на биеннале два проекта — «Луи мой не возвращается ко мне» и «Зимнее путешествие через дюжину стран Латинской Америки». Первый посвящен иконе американского джаза Луи Армстронгу. Под звуки песни «What a wonderful world» автор возвращает Армстронга в годы юности и отправляет в воображаемое путешествие по российской глубинке — но не реальной, а мифической. Россия здесь становится частью волшебной земли «костарика», которую Ловыгин придумал еще в 2005 году и которую продолжает населять сказочными и историческими персонажами.

Второй проект Ловыгина был создан во время его длительного путешествия по Латинской Америке. «Я был заворожен жертвоприношениями майя в мексиканской Чамуле, мок под дождем на сейшене эквадорских неформалов и был ограблен в самом злачном квартале Боготы. Ничего из этого не попало в мои фотографии. Но эти четыре месяца движения снизу вверх по Латинской Америке были одним из самых ярких и длительных моментов в моей жизни», — рассказывает фотограф в предисловии к проекту.

Выставка Александры Катьер «Там, за туманами» стала итогом трехмесячной резиденции художницы в музее Ньепса в Шалоне-сюр-Сон (Франция). Это время она использовала для того, чтобы как можно лучше узнать людей, которых она встречала на улицах Шалона, почувствовать ритм их жизни. Их истории и осенний туман, окутывающий город, стали материалом для размышления о времени и пространстве. При этом взгляд Катьер обладает редкой способностью в мимолетном узнавать вечное, в случайном — закономерное. Ее черно-белые фотографии чужды туристического любопытства, интереса к другому — скорее они отбивают ритм внутреннего дыхания художника, сверхчуткого к реальности.

Понятия моды и стиля, вынесенные в название фестиваля, ассоциируются с красотой и молодостью, однако один из проектов разрушает это привычное представление. Фотограф из Омска Игорь Гавар снимал на улицах российских городов женщин преклонного возраста, которые, тем не менее, не перестают наряжаться и думать о своем образе. Картина глянцевого мира, в котором отсутствует само понятие старения, начала разрушаться, в частности, с распространением блогов об уличной моде. С тех пор признаки «геронтологической революции» можно было заметить в рекламных кампаниях зарубежных модных брендов, использующих моделей почтенного возраста. В России, в силу экономических факторов, пожилое поколение не является потребителем моды, но скорее само генерирует «стилистические» идеи и решения, опираясь на собственную фантазию, интуицию и на опыт прошлого. Именно исследованию этих тенденций и трендов посвящен проект Игоря Гавара «Бабушки».

Другой пример непрофессиональных моделей дает проект Ильи Ефимовича — фоторепортера, работавшего в горячих точках, сотрудничающего с ИТАР-ТАСС и Getty Images. В проекте «Портреты в ландшафте» его героинями становятся девушки, служащие в израильской армии. Однако если для репортера главное — это событие, привязка к определенным обстоятельствам, месту и времени, то в этом проекте Ефимовича интересует статика: его ландшафты нарочито анонимны, в них отсутствует какое-либо действие, и все внимание зрителя он сосредотачивает на своих моделях, словно демонстрирующих на камеру одежду в стиле «милитари».

Проект молодого фотографа Юлии Лебедевой исследует новые формы существования фотографии, которые предлагают нам социальные сети. В современной коммуникации слово все больше вытесняется образом: если раньше мы рассказывали о событиях своей жизни в письмах, то сейчас все большую популярность набирает обмен «картинками». Сегодня с помощью приложения Instagram миллионы пользователей ведут своеобразные фотодневники, режиссируя и формируя свой образ, обращенный к внешней аудитории. В этих дневниках принципиально отсутствует иерархия важного и неважного, личного и общественного, «низкого» и «высокого», и проект Юлии Лебедевой — это попытка перенести этот новый феномен из виртуального мира в реальное и иерархическое музейное пространство.

К феномену социальных сетей, обсессивному желанию фиксировать и публиковать события своей повседневной жизни также обращается выпускница Школы Родченко Елена Гусева в видеопроекте «На медведя». Было ли с тобой что-то взаправду, если ты это не снял и не показал? Как соотносятся фейк и реальность; что представляет собой мир подростковых фантазмов, сформированных цифровой средой? И как быть с тем, что зафиксировать нельзя, — с просыпающейся чувственностью, дружбой, влюбленностью, мнимыми и настоящими страхами, мечтами о мире взрослых и настоящим взрослением? На эти и другие вопросы пытается ответить фильм о нескольких подростках, которые отправляются на дачу, но становятся свидетелями совершенно необычной, фантасмагорической истории.

Для Анастасии Кузьминой (документация перформанса «Без названия») мода, процесс одевания становится метафорой человеческой жизни. Следуя диктату моды, мы каждый сезон обновляем свой гардероб, покупаем новые вещи, многие из которых так и оседают в шкафу. Художница раскладывает перед собой кучу одежды и начинает натягивать на себя одну вещь за другой, постепенно превращаясь в странный, бесформенный объект. «Всю свою жизнь человек накапливает множество вещей, информацию, стереотипы. Процесс обрастания происходит постепенно и незаметно, это становится привычным действием. Наступает момент, когда необходимо освободиться от накопленного и уже ненужного, вернуться к нулевому состоянию тела».

Проблемы человеческой индивидуальности, ее детерминированности и уязвимости касается и проект «Trying to Survive» известной художницы Анны Ермолаевой. В этом видео 14 одинаковых кукол-неваляшек приводит в движение некая сила, которая остается за кадром, но вносит в их размеренное существование разрушительный хаос — и в конце концов вовсе выбрасывает их из поля нашего зрения.

Наконец, в ММСИ в рамках биеннале состоится премьера документального фильма Артема Голенкова «Основной красный». Фильм повествует о судьбе двух легендарных советских манекенщиц 1960-х годов — Леки Мироновой и Гали Миловской. Одна из них работала в Общесоюзном доме моделей, но ей пришлось покинуть самый привилегированный «модный дом». Вторая снималась в модных журналах, однако после нескольких публикаций ее фотографий в зарубежной прессе манекенщице пришлось уехать из страны. В своем фильме, который демонстрируется на биеннале впервые, Артем Голенков пытается найти ответ на вопросы о том, было ли в СССР место красоте, как и кто становился манекенщицами, что и почему показывали на подиуме и печатали в журналах.