ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
DIE PHOTOGRAPHISCHE SAMMLUNG/SK STIFTUNG KULTUR
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
В РАМКАХ ГОДА ГЕРМАНИИ В РОССИИ

представляют выставку

в рамках 8-го Московского Международного фестиваля «МОДА И СТИЛЬ В ФОТОГРАФИИ — 2013»

«КАРЛ БЛОСФЕЛЬДТ И ЭККЕХАРД ВЕЛЬКЕНС: ДИАЛОГИ О ПРИРОДЕ»

При поддержке: AHMAD TEA

Открытие состоится 13 февраля в 19:00

В Мультимедиа Арт Музее, Москва

Ул. Остоженка, 16

Выставка будет проходить с 14 февраля по 17 марта.

14 февраля в 19:00 состоится встреча с художником Эккехардом Велькенсом.

Вход свободный. Регистрация на mk@mdf.ru.

Выставка «Диалоги о природе» представляет работы двух немецких мастеров — фотографа Карла Блосфельдта, автора международного бестселлера «Виды искусства в природе» (1928), сделавшего общепризнанный вклад в историю фотографии, и художника-графика Эккерхарда Велькенса, которые, живя в разное время, вдохновлялись в своем творчестве совершенством природы. В экспозицию включено 70 фотографий Блосфельда и более 20 рисунков Велькенса, которые в едином выставочном пространстве вступают в диалог.

Карл Блосфельдт (1865–1932) делал снимки самодельной деревянной камерой, а получившиеся фотографии использовал на занятиях по рисованию, которые он вел как профессор Берлинского Колледжа Искусств. Сам он видел себя не фотографом, а скорее исследователем, тщательно изучая растения и находя в них ранее не замеченные детали, симметрии которых он открывал с помощью камеры. В архиве Блосфельдта сегодня можно увидеть несколько сотен изображений, хотя предполагается, что он за свою жизнь сделал около 6000 фотографий растений.

После окончания гимназии Блосфельдт получил стипендию на обучение в педагогическом институте при Берлинском Музее искусств и ремесел. Там он познакомился с преподавателем Морицем Мойререм (1839–1916), который разработал новую методику обучения рисованию, способную сделать дизайн технических и промышленных продуктов Германии конкурентоспособным на мировом рынке. В частности, Мойрер предложил составлять папки с коллекциями изображений растений, чтобы потом представить их в виде украшений в помощь мастерам и производителям. Естественные формы являлись замечательными моделями для художественного творчества и архитектуры. В 1890 году Мойрер поселился в Риме, и шесть ассистентов делали для него рисунки и скульптурные модели. Одним из помощников, ставшим впоследствии лучшим сотрудником Мойрера, и был Блосфельдт.

С помощью своих фотографий Блосфельдт проводит связь с искусством гербария, в котором высушенные растения тщательно каталогизируются по названию, дате и месту, где их обнаружили, и располагаются по альбомам и ящикам в соответствии с ботанической системой классификации. Одно время ни одна уважающая себя коллекция естественной истории не обходилась без гербариев, но в наши дни биология смотрит на такой способ классификации растений как на реликвии прошлых веков.

Рисунки Эккехарда Велькенса, художника, работающего в наши дни в городе Айфеле, выглядят именно как старинные иллюстрации к естественнонаучным трактатам. Дырчатая лёгкость базальта, шершавая корка рога, хрупкость сухого листка, оперение мёртвого канюка — всё это с чрезвычайной отчётливостью изображено на его рисунках. Любая форма материальности, любое пространственное различие, любая точка перелома, любой признак начинающегося разложения — всё превращается у Велькенса в рисунок. Художник с невероятным упорством миллиметр за миллиметром прорабатывает тончайшие нюансы тона, и в то время как с помощью фотоаппарата тот же объект можно скопировать за считанные секунды, это представляется почти анахронизмом. В современном мире время стало редким и особенно драгоценным богатством, однако у Велькенса работа над одним рисунком может занимать от нескольких дней до месяцев.

Карл Блосфельдт. Биография

1865- Карл Блосфельдт родился 13 июня в Шило (Гарц).

1881/1884 — Ученик по специальности «художественное литье» на чугунолитейном предприятии в Мегдешпрунге; ранние произведения — подражание природе.

1884–1888 — Обучение в Учебном институте при Королевском музее прикладного искусства в Берлине; в дипломах профессия Блосфельдта указывается как «лепщик моделей» или «скульптор».

1892–1895 — Получив стипендию, Блосфельдт помогает профессору Морицу Мойреру в его проекте параллельно пытаясь основать класс этюдов с натуры в Риме. В качестве лепщика моделей Блосфельдт изготавливает учебные пособия на основе ботанических образцов. Принимает участие в исследовательских экспедициях по странам Южной Европы. Делает первые фотографии.

1896–1898 — Блосфельдт работает лепщиком моделей и скульптором в Италии.

1898 — Блосфельдт назначен преподавателем «ботанического рисунка в декоративных искусствах» в Учебном институте при Королевском музее прикладного искусства.

1920/1921 — В штатном расписании Блосфельдт упомянут как профессор. В 1922 г. ему вручен диплом, подтверждающий это звание.

1926 — Художественная галерея Нирендорфа в Берлине представляет подборку фотографий растений Карла Блосфельдта, а также скульптуры и маски из Африки и Новой Гвинеи и произведения живописца и графика Ричарда Янтура.

1928 — «Urformen der Kunst» («Прототипы искусства») выходит в издательстве Ernst Wasmuth при содействии галериста Карла Нирендорфа. Под таким же названием организована выставка в институте.

1929/1930 — Вслед за чрезвычайным успехом «Прототипов искусства» книга выходит на английском [Art Forms in Nature] и французском языках [La plante] в Америке и Швеции [Konstformer i naturen]. Выставки проходят в Баухаузе в Дессау и галерее Цвеммера в Лондоне.

1930 — Блосфельдту присваивается статус почетного профессора. Его выставки проходят в Городском музее Морицбурга, Халле и галерее Уоррена в Лондоне.

1932 — «Wundergarten der Natur» («Волшебный сад природы»), вторая книга Блосфельдта, выходит в свет с пояснительным текстом автора в берлинском искусствоведческом издательстве. Публикуется издание второй книги в Англии и в Америке («Art forms in nature: second series»).

Карл Блосфельдт умирар 3 декабря 1932 г.

Эккехард Велькенс. Биография

Родился в 1963 году в Кельне, Германия, в семье художника и камерной певицы. Учился на каменотеса и скульптора в Кельне. После окончания школы интенсивно занимался рисованием.

Изучал историю искусств и графический дизайн в Кельне. В это же время выполнял многочисленные графические работы и заказы.

С 1993 работал в качестве свободного графика и иллюстратора для издательств, рекламных агенств, архитектурных организаций, промышленных учреждений.

В 1996 переезд в город Аремберг (Аremberg) в области Айфель (Eifel) на границе Германии с Бельгией.

C 1998 занимается исключительно рисованием и творческой деятельностью.

Персональные выставки:

2000 монастырь Штайнфельд (Steinfeld) в г. Калль

2003 Собор г. Регенсбурга (Regensburger Dom)

При поддержке Государственного министерства строительства, Художественного собрания епископата Регенсбурга, Музея сакрального искусства в г. Кельне и Сокровищницы Кельнского собора

2004 Бывший монастырь Цеденик (Zehdenick) в окрестностях Берлина

При поддержке Государственных музеев и художественных собраний Пруссии и проф. Хельмута Берщ-Зупана

2005 монастырь Штайнфельд (Steinfeld) в г. Калль

При поддержке Общества Николая Кузанского (г. Трир) и Рейнского общества защиты и охраны памятников

С 2005 в сотрудничестве с Обществом Николая Кузанского (Трир) разрабатывает концепцию серии персональных выставок " De Visione Dei — vom Sehen zum Betrachten» (Взгляд Божий — От взгляда к созерцанию)

2007 Дом-музей Николая Кузанского (г. Бернкастель-Куз на Мозеле)

При поддержке Общества по изучению наследия Николая Кузанского, Института Николая Кузанского при Трирском университете, Городского управления родного города Николая Кузанского Бернкастель-Куз, Министерства образования Германии (в контексте исследовательских работ, осуществляемых в рамках проводимого министерством «Года гуманитарных наук»)

2009 Церковь Св. Флорина (Florinskirche) в г. Кобленц

При поддержке Евангелического церковного объединения города Кобленца, Городского управления Кобленца, Фонда культуры города Кобленца

2010 Базилика Св. Гереона (St. Gereon) в г. Кельне

При поддержке «Общества содействия образованию взрослых» епископата города Кельна, AЛАНУС-института в Бонне, Центра европейской истории философии города Бернкастель-Куз, Общества поддержки романских церквей города Кельна