Наверх
Loading
2 февраля14 марта 2013 года

Илья Пиганов. «Том III. Пигановы»

Без названия. 2012. 1,5 х 1,1 м. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 1,5 х 1,1 м. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 25х60 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 25х60 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 50х60 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 50х60 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 50х70 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 50х70 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 60х80 см. Фотобумага, калька, лак. (2)
Без названия. 2012. 60х80 см. Фотобумага, калька, лак. (2)
Без названия. 2012. 60х80 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 60х80 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 60х90 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 60х90 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 150х110 см. Фотобумага, калька, лак.
Без названия. 2012. 150х110 см. Фотобумага, калька, лак.
1 из 8
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото
Россия, Москва
Галерея ПОБЕДА,
Часы работы: 10:00–22:00 (без выходных)
Адрес: Красная Площадь, дом 3 ГУМ, 3 этаж, 3 линия.,
тел.: +7 495 627 35 28,
http://pobedagallery.ru, email: pobeda@pobedagallery.com

ИЛЬЯ  ПИГАНОВ. Том III. Пигановы.

Илья Пиганов прекрасно известен всей российской художественной общественности и в представлении не нуждается. Больших персональных выставок, однако, он делал не так уж и много – это было сознательное решение. Их было две – «Том I» на Крымском валу в Москве и Мраморном дворце в Петербурге 1996 г. и «Том II» в Музее архитектуры им. Щусева в 2005 г. Обе были эффектны, вокруг обеих был шум: «Том I» был своего рода итогом московских девяностых, постемодернистским коллажем, а выставка «Том II» состояла из мебели, то есть из предметов хоть и красивых, но утилитарных, при этом напичканных аллюзиями на всякую культуру и красоту. «Том III. Пигановы.» разительно отличается от двух первых «томов». Это итоговое жизненное рассуждение о Прошлом с большой буквы, вызванное очень личным переживанием: смертью отца. Воспоминания, материализованные в фотографиях предметов, рассыпаны, как хлебные крошки Мальчика с пальчик, пытающегося найти обратный путь, отмечая путь от дома, некоего настоящего, из которого безжалостное время уводит его в темный лес будущего. Время моментально превращает настоящее в то, что уже  было, и мы остаемся одни в пугающей чаще, пытаясь выбраться из нее по тропинке, отмеченной опредмеченными воспоминаниями, фотографиями, столь же беззащитными, как крошки хлеба.

Проект «Том III. Пигановы.» – это своеобразный «постконцептуализм», инсталляция, учитывающая опыт «найденных вещей» Кристиана Болтански, но Пигановым социализированность концептуализма переводится в плоскость субъективности прямо-таки берклианской. «О ком мне плакать, как не о себе», – эту гениальную строчку из сонета Петрарки можно было бы поставить эпиграфом к выставке, и главное качество этого проекта – субъективный взгляд на предметную объективность. Именно это – то, что проект очень личный и личностный – превращает повесть об отце в своеобразную повесть об Отечестве, и личное высказывание становится столь обобщающим, что предоставляет каждому возможность спроецировать рассуждение художника на свои собственные взаимоотношения с прошедшим. Ведь когда индивидуальное впечатление превращается в универсальное переживание, это и есть то, что искусством мы зовём, – и Илья Пиганов свой личный опыт превращает в повесть об Универсуме, о пути художника. Да и не только художника, но и любого человека, творения Божьего.

Ключ, давно потерявший способность открывать, зеркало, неспособное отражать, очки с треснувшим стеклом, выцветшие фотографии людей, уже умерших, и обветшавшая бумага страниц, текст на которых разобрать невозможно, – предметы, приметы и следы прошлого века, свалка времени, на которой они истлели, пропали и забылись БЫ, если бы наш взгляд не остановился на них, а, остановившись, взгляд различает, что это – наследство и наследие, так что облезлые разрозненные вещи, складывая некую – мы ее не знаем, но это не имеет значения – душераздирающе жалкую историю, обладают элегантностью просто умопомрачительной; в них нельзя не влюбиться, как в À la recherche du temps perdu сознание вспоминающего влюбилось в шнурки Свана, приравняв их ценность к картине Рубенса. Все безжалостное время примиряет, как анестезия, – об этом история, рассказанная Ильей Пигановым: «Том III»: созданный Пигановым путь от Воображаемого Иерусалима, мечты о Божественном Граде, обещающим Вечность, через юность отца, которая, как всякая юность, есть обещание Будущего, через весь предметный хлам личных, очень личных, вещей, вещей-дневников, превративших Будущее в прошедшее, через молитву Молитвенника, это путь к окну, которое есть выход, оно же вход, но – неизвестно куда, в Божественный Иерусалим, с которого и началось странствие, должно быть, – и это путь каждого путника, то есть каждого из нас.

Аркадий Ипполитов


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 10 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов