Администрация Красногорского муниципального района
Проектная группа «Практики территорий»

представляют фотопроект-экспедицию

ПРОГОРОД. КРАСНОГОРСКИЙ РАЙОН

Александр Гронский / Сергей Леонтьев / Игорь Мухин

Красногорск, Ильинское, Нахабино, Отрадное

Открытие выставки: 8 сентября 2012 г., 13:00
Место: забор Механического завода, ул. Речная, г. Красногорск

PR-менеджер: Анна Новомлинская, 8-916-735-33-66,

pro_gorod@inbox.ru

www.landpractice.ru 


ПРОГОРОД — это проект про знаки будущего в наших городах. Где-то они уже есть и могут быть отмечены, в других местах лишь художественная интуиция автора может предвосхитить их появление и стать катализатором изменений.

Сегодня в России активно обсуждаются идеи и проекты, дающие новые смыслы городам, вставшим на путь постиндустриального развития и конкуренции за людей. Эта проблема особенно актуальна для городов-сателлитов, постепенно врастающих в мегаполисы и использующихся преимущественно как спальные районы.

Ключевым становится понятие творчества и среды, дающей возможности для раскрытия человеческого потенциала.

Маленькие города более мобильны, чем миллионщики. Их масштабы соразмерны человеку, в них представляется больше возможностей изменить окружающую среду.

Что может быть лучшего в этом городе, чем в мегаполисе? Что здесь является самым ценным, соразмерным человеку по масштабу? Через что горожане могут присвоить себе будущее города и его окрестностей?

Фотопроект-экспедиция — попытка увидеть Красногорск и окрестности не как один из безликих спутников Москвы, а описать его художественными методами, создать эстетическую идентичность города.

Участники проекта — известные российские фотографы Александр Гронский, Игорь Мухин, Сергей Леонтьев.

Авторы совершили творческую экспедицию в Красногорье и предложили свой взгляд на знаки будущего места (существующие или возможные).

Ландшафты Красногорского района представлены разными форматами современной фотографии:

Ландшафт (интерьеры городской жизни)

Каковы свойства городского ландшафта? Качества среды?

Портрет (визуальная антропология)

Кто здесь живет?

Жанр (сценарии городской жизни)

Какие сценарии жизни здесь возможны? Особенно важной становится тема городских/общественных ритуалов.

География экспедиций: Красногорск и районы, прилегающие к нему — Ильинское, Нахабино, Отрадное.

Александр Гронский

Родился в 1980 году в Таллине, Эстония. Живет в Риге, Латвия.

С 2004 года член агентства Grinberg Agency (Photographer.ru). Сотрудничал с изданиями от русского Esquire до американского Newsweek. В 2010 году стал победителем конкурса Foam Paul Huf Award. В 2011 г. — Prix Photographique Ville de Levallois-Epson. В 2012 г. получил два специальных приза конкурса «Инновация» в номинации «Новая генерация». В этом же году занял третье место на конкурсе World Press Photo.

Сергей Леонтьев

Родился в 1962 году в Харькове, Украина. Живет и работает в Москве.

В 1987 году окончил филологический факультет Московского Государственного педагогического института им. В. И. Ленина. С 1987 года вместе с Алексеем Шульгиным, Ильей Пигановым, Владиславом Ефимовым, Игорем Мухиным, Борисом Михайловым, Александром Слюсаревым и другими входит в группу «Непосредственная фотография». В 1991 году совместно с Алексеем Шульгиным и Юрием Пальминым организует агентство «Легкая жизнь». В настоящее время — фотограф издательского дома «Афиша».

Предпочитает работать на улице, снимая портреты, используя выносные вспышки. Работы Леонтьева представляет московская галерея «Меглинская».

Игорь Мухин

Родился в 1961 году в Москве. Живет и работает в Москве.

С 1987 года — участник группы «Непосредственная фотография». Во время перестройки снимает независимый фото-проект о советской молодёжи и рок-музыкантах: портреты Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Петра Мамонова, Дуни Смирновой (рок-группа «Тупые»), Александра Башлачева. Персональные выставки проходили в Москве, Париже, Милане, Риме, Берлине, Санта Фе, Вроцлове, Братиславе и других городах. Преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

_________________________________

Вся система отношений внутри и снаружи Москвы построена по принципу оппозиции «центра» (где находится все более или менее интересное) и «окраины» (где все живут). В этом смысле Подмосковью отводится роль транзитной зоны, дорожной пробки между мегаполисом и дачными или коттеджными поселками. То есть вместо децентрализации мегаполиса, создания комфортных для жизни и работы зон в разных местах мы наблюдаем перегруженный центр — и колонии. Бессмысленность такого экстенсивного развития уже всем очевидна. Кроме того, географическая и смысловая каннибализация Подмосковья не устраивает в первую очередь местных жителей.

В результате в подмосковном Красногорском районе возникла местная инициатива, связанная с поиском собственной идентичности, с осознанием своего города как самостоятельного явления, с обретением голоса.

Идентичность — результат рефлексивной работы, выработки персонального отношения к месту и времени. Так на свет появился проект, задействовавший документальную фотографию, поскольку она является не только зеркалом, но рефлексивным инструментом, сочетающим документ с высказыванием автора: не только «так есть», но «таков мой взгляд».

Предложенный групповой проект особенно интересен тем, что он сочетает три взгляда, три подхода серьезных мастеров, каждый из которых смотрел на город через призму своего персонального опыта.

Каждый из них по-своему интересен и уникален.

Игорь Мухин подходит к задаче как к отчету о профессиях и занятиях, о работе и отдыхе в городе. В мухинском Красногорске много событий, это место жизни активных, по-разному красивых молодых людей. Здесь действует множество различных предприятий, здесь учатся дети и заканчивают школы. Однако свойственное Мухину отстраненное отношение к объекту съемки уравновешивает эстетику производственного репортажа, объективизирует картинку. Мухин не скатывается в пафос и всегда остается документалистом и наблюдателем.

Сергей Леонтьев идет другим путем. Простые жители Красногорска у Леонтьева исполнены достоинства и красоты. Образы взятых из жизни людей доводятся до иконических обобщений: «девушка», «мать», «молодой защитник», «бизнесмен», «отец и сын», и т.д. Леонтьев — автор, имеющий большой опыт съемки знаменитостей; своими черно-белыми красногорскими работами он не только ставит на пьедестал местных жителей, но и насмехается над московской гламурной жизнью, над образами недостижимых небожителей, публикуемыми в глянцевых журналах.

Александр Гронский — наиболее «проблемный» автор из предложенных трех. Его работы всегда дают некое обобщение окружающего пространства. Поэтому его Красногорск никоим образом не красив в традиционном смысле этого слова. И это правильно. Про силу производственных возможностей и красоту жителей, про их внутренний потенциал высказались два предыдущих оратора. А Гронский суммирует взгляд на Красногорск как на место, где столкнулись город и загород, две различные эстетики, и породили некий визуальный хаос. Но Гронский ни в коем случае не смотрит на эту среду осуждающе — его именно это противоборство, это столкновение и привлекают.

Именно из бурлящего котла при наличии вол и желания местных жителей будет отлит новая городская идентичность, родится новая непротиворечивая эстетика.

Три разрозненных высказывания предполагают формирования нового городского целого.

Владимир Дудченко