Министерство культуры РФ
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

представляют выставку:

«Музей. Взгляд фотографа»

Выставка работ современных фотографов посвящена 100-летию ГМИИ им. А. С. Пушкина и является частью юбилейной программы музея. К участию в данном проекте, который продолжался более полутора лет, были приглашены авторы хорошо известные как в отечественной, так и в мировой фотографии. В итоге отобраны произведения 29 мастеров, которые представляют различные жанры и стили современной фотографии, как документальной, так и художественной.

Михаил Розанов, Екатерина Голицына, Игорь Пальмин, Дмитрий Музалёв, для них Пушкинский — это прежде всего архитектурный объект. Колонны, портик, музейный городок — здесь и величественное творение Р. И. Клейна и городские усадьбы XVIII—XX веков, прилегающие к главному зданию музея.

В другой части проекта представлены жанровые фотографии Алексея Мякишева и Эмиля Гатауллина, которые увидели музей через портреты его посетителей. Виктор Ахломов, легендарный фоторепортер «Известий», запечатлел зрителей 70-х-80-х годов на выставке знаменитой «Джоконды» Леонардо да Винчи (Лувр), выставке из Музея Прадо и других знаковых экспозициях музея. Галерею посетителей дополняют портреты сотрудников, снятых Олегом Видениным, а также «портреты» произведений искусства, созданные Михаилом Каламкаровым, Андреем Полушкиным, Игорем Култышкиным, Владимиром Клавихо-Телепневым. Это и легендарные слепки скульптур Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, и подлинники Древнего Египта, шедевры живописи.

Именно произведения искусства, представленные в музее, вдохновили арт-фотографов на создание своих работ. Это и «обманки» Светланы Пожарской, изысканные многослойные композиции Андрея Чежина и Михаила Дашевского, «калейдоскопы» Дмитрия Орлова и Натальи Пустынниковой, реконструкции Ольги Тобрелутс, ручная шелкография Виты Буйвид, артефакт от Франциско Инфанте-Арана, фотометафора Григория Майофиса, аллегории Вадима Гущина, иносказание от Надежды Кузнецовой, оммаж группы АЕС-Ф. Георгий Колосов и Евгений Нестеров своими изысканными работами напоминают о пикториальной фотографии прошлого века, которая поэтична и удивительно современна сегодня.

Отдельная часть выставки представлена репортажной документалистикой. Это съёмки Александра Земляниченко и Валерия Нистратова, сделанные на таких грандиозных выставках последних лет, как «Пабло Пикассо» и «Сальвадор Дали». Андрей Безукладников представил великого «эпатажника», немецкого фотографа Хельмута Ньютона, открывавшего свою выставку в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1989 году.

Разнообразие жанров и стилей, авторских прочтений и замыслов, сложившееся в выставку, демонстрирует интерес современных фотографов к такому сложному культурному организму, как музей изобразительных искусств.