ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ» 

представляют выставку

ЛИ ФРИДЛАНДЕР
«АМЕРИКА. ВЗГЛЯД ИЗ МАШИНЫ»
«НОВЫЕ МАШИНЫ. 1964»

в рамках международного фестиваля «ФОТОБИЕННАЛЕ 2012»

При поддержке: Ahmad Tea

Открытие состоится 22 февраля в 19:00

В Мультимедиа Арт Музее, Москва

Одна из ключевых тем 9-го московского международного фестиваля «Фотобиеннале 2012» — «Америка в фокусе», и серия Ли Фридландера «Америка. Взгляд из машины» как нельзя лучше ее иллюстрирует. МАММ впервые представляет персональную выставку фотографа, в творчестве которого автомобильная Америка занимает важнейшее место.

Ли Фридландер начал заниматься фотографией уже в четырнадцать лет. После того, как он сделал ряд портретных снимков для обложек пластинок джазовых музыкантов Нью-Йорка и Нового Орлеана, Фридландер в конце 1950-х годов стал работать в разных коммерческих проектах.

Фридландер прославился благодаря своим снимкам повседневной жизни, которые он сам характеризует как «американский социальный пейзаж». Получив известность после совместной выставки с Гари Винограндом и Дианой Арбус в проекте «Новые документы» Джона Жарковского в нью-йоркском Музее Современного Искусства (1967), Фридландер стал важной фигурой в фотографии ХХ века.

Проект «Америка. Взгляд из машины» (около 200 фотографий) был создан с 1992 по 2009 год во время путешествий на автомобилях, взятых на прокат. Эти снимки сделаны, как правило, с водительского места, а боковые зеркала, зеркала заднего вида, ветровые и боковые стекла автор использует в качестве рамок.

В этом цикле Фридландер обращается к образам, отражающим самую сущность культуры США — к автомобилям и шоссе, бегущему через 50 штатов огромной страны. Он стремится к исследованию современной Америки, вновь посещая в своих поездках многие уже знакомые места и возвращаясь к той же трактовке материала, которая была характерна для его предыдущих творческих опытов.

Созданные в особом квадратном формате, который характерен для более поздних работ Фридландера, эти снимки одновременно усложняют и оживляют привычный пейзаж провинциальной Америки. Его стремление опрокинуть и сделать плоским трехмерный мир сродни приемам живописи кубизма и технике коллажа поп-арта.

Своеобразным предисловием к серии «Америка. Взгляд из машины» является цикл «Новые машины. 1964», состоящий из 33 фотографий, сделанный по заказу журнала Harper’s Bazaar. Он должен был стать рекламой новых моделей Chrysler, Buick, Pontiac и Cadillac.

Отказавшись от гламурного и соблазнительного стиля, привычного для Harper’s Bazaar, Фридландер поместил автомобили в весьма неприглядные условия: на обычные парковки, в магазины недорогой мебели и, самое смелое, на автостоянку, где продаются подержанные машины. В характерной для себя манере — искаженное отражение, тусклый свет, затемнение объекта и перспективы — Фридландер свел образы «Континенталей» и «Эльдорадо» к неким призрачным формам. В этих фотографиях зритель часто видит их сквозь витрину, или же они отражаются в ней. В других случаях на переднем плане перед автомобилем возникают садовая мебель, рекламные афиши или груды старых резиновых шин.

Фотографии предполагалось издать в ноябрьском номере журнала, но их бескомпромиссно жесткий и слишком современный стиль показался чересчур смелым главному редактору, так что цикл так и не был опубликован. Фридландер получил свой гонорар, а снимки были ему возвращены. На протяжении более чем 50 лет вплоть до недавнего времени они хранились, совсем забытые, в кладовой его фотолаборатории.

Среди многочисленных наград Ли Фридландера — Премия Фонда Макартура, гранты Государственного совета поощрения искусств, три стипендии Гуггенхайма, Премия «Хассальблад». Фридландер опубликовал более 20 альбомов, начиная с вызвавшей большой резонанс книги «Автопортреты» (1970), за которой последовали, среди прочих, «Американские музыканты» (1976), «Ли Фридландер за работой» (2002) и «Палки и камни: архитектурная Америка» (2004) и другие.