На выставке Игоря Мухина современное искусство, которое обычно стоит спиной (пусть и очень выразительной) к зрителю, теперь поворачивается к нему сотнями лиц. «Сообщники» — это коллективный портрет деятелей редкой профессии, нечто среднее между школьной фотографией, Красной книгой и перестроечными фильмами о «неформалах». 

Предыдущая выставка Мухина в XL называлась «Митинги» и по общему мнению предвосхитила расцвет протестного движения, который многие из нас непосредственно наблюдали в декабре прошлого года. 

Чего — по аналогии — следует ожидать от «Сообщников»? 

Может быть, давно чаемого левым крылом профсоюза? Альтернативного министерства культуры? Или просто-напросто чувства локтя? А может, «Сообщники» примирят людей, которые до выставки ни за какие коврижки не согласились бы считать друг друга коллегами? Каждый из вариантов по своему прекрасен. 

Мухин, без преувеличения, гениальный фотограф, и снятые им труженики современного искусства выглядят в его версии романтическими героями или, как минимум, нормальными людьми. Он не то, чтобы льстит своим героям. Он просто-напросто оставляет им человеческое достоинство в то время, как главным трендом репортажной фотографии на вернисажах является ловля особо эмоциональных моментов, когда персонажи напоминают толпу хулителей Христа на картине Босха. 

В конце концов «Сообщники» о том, что искусство делается людьми, даже если оно постоянно сомневается в том, что же это такое — быть человеком.