Предыдущая выставка Мухина в XL называлась «Митинги» и по общему мнению предвосхитила расцвет протестного движения, который многие из нас непосредственно наблюдали в декабре прошлого года.
Чего — по аналогии — следует ожидать от «Сообщников»?
Может быть, давно чаемого левым крылом профсоюза? Альтернативного министерства культуры? Или просто-напросто чувства локтя? А может, «Сообщники» примирят людей, которые до выставки ни за какие коврижки не согласились бы считать друг друга коллегами? Каждый из вариантов по своему прекрасен.
Мухин, без преувеличения, гениальный фотограф, и снятые им труженики современного искусства выглядят в его версии романтическими героями или, как минимум, нормальными людьми. Он не то, чтобы льстит своим героям. Он просто-напросто оставляет им человеческое достоинство в то время, как главным трендом репортажной фотографии на вернисажах является ловля особо эмоциональных моментов, когда персонажи напоминают толпу хулителей Христа на картине Босха.
В конце концов «Сообщники» о том, что искусство делается людьми, даже если оно постоянно сомневается в том, что же это такое — быть человеком.