Галерея Фотографер.Ру представляет новую выставку Александра Гронского и серию работ, созданных в 2009-2011 годах.

Пастораль (по-французски «пастушеский», «сельский») – жанр, поэтизирующий простую и мирную сельскую жизнь. В живописи, например, можно вспомнить полотна Пуссена с его идеализированными пейзажами, населенные счастливыми пастухами.

Если расматривать работы Гронского с технической стороны,- он фотограф пейзажей, а значит можно сказать, что пасторальная тема ему близка.

С другой стороны, пасторальный жанр предполагает определенный эскапизм, мечту о бегстве в простой и чистый мир. До сих пор стремление попасть на природу (чтобы это ни означало) свойственно большинству горожан. Шашлыки, воздух, тишина.

Практически всю свою новую серию Гронский снимал в окраинных парках Москвы – местах, сохраняющих ощущение природы, или хотя бы недовозделанности, заброшенности – островках зелени между сплошных новостроек. Сюда люди ходят гулять, выпивать, выгуливать собак и осуществлять прочую деятельность, связанную с природой. Этот пасторальный эскапизм горожан для Гронского превращается в персональное путешествие к сердцу тьмы.

Одна из тем, проходящих красной нитью сквозь все проекты Александра – окраина как «ничья земля», поле трансформации и взаимного воздействия двух эстетически и морально чуждых друг другу систем. В серии «Граница» это были город и не-город, в серии «Меньше одного» – исчезающее различие между «заселенным» и «диким». Противостояние систем порождает хаос, эстетический ноль. Гронский не то что дегуманизирован – он антропологичен, и судит о наблюдаемых им людях и их жизни как приезжий ученый о туземцах на далеком острове. То есть анализирует следы их жизнедеятельности. Диалектически противоположности смыкаются, и абсолютный ноль порождает новую эстетику: таков путь Гронского.

Своими вдохновителями Александр Гронский называет некоторых фотографов, действовавших схожим с ним образом, переопределявших эстетическое. В частности, можно упомянуть Стивена Шора, пионера цветной фотографии, осмысляемой как произведение искусства. Предметный хаос шоровских снимков заставляет искать прочтение вне привычных конвенций, и в конце концов переворачивает восприятие зрителя. Из ныне действующих фотографов Александра Гронского сравнивают с Надавом Кандером (Израиль) и Петером Бялобржески (Германия). Эти авторы тоже исследуют взаимопроникновение и взаимное влияние «человеческого» и «природного» через пейзаж. Тем не менее, Александр в своем поиске идет дальше, заявляя: «главный герой фотографии – тот, кто на нее смотрит». Это – предложение отвлечься от всего, что знает зритель, и идти путем диалога, отказа от привычных схем прочтения произведения; новое видение необходимо зрителю в первую очередь для понимания самого себя и окружающего мира.