«Коллекция достопримечательностей Российской империи» на дизайн-заводе «Флакон» - первая уличная выставка цветных работ выдающегося фотографа первой половины XX столетия Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863 – 1944). Исследователь, химик и ученик Д.И.Менделеева, изобретатель, член Императорского русского географического и Императорского русского технического обществ, Прокудин-Горский внес огромный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Казалось бы, эти заслуги не могут быть незамечены потомками, и Сергей Михайлович должен быть в пантеоне всех святых российской культуры и науки, наряду с Менделеевым,Чеховым, Станиславским, Эйзенштейном и другими, но имя пионера цветной фотографии и создателя «Коллекции достопримечательностей Российской империи» незаслуженно остается в тени.  

На выставке «Коллекция достопримечательностей Российской Империи» представлено 50 снимков из Фондов Библиотеки Конгресса США. Для экспозиции были отобраны самые колоритные фотографии деревенской жизни и природы России начала XX века. На неровных стенах индустриального «Флакона» эти изображения превращаются в окна во времени, сквозь которые можно взглянуть на природу, быт и людей столетней давности. Экспозиционное пространство выставки – вся территория дизайн-завода «Флакон». Афишная расклейка классических фотографий, нарочитая небрежность и преувеличенная яркость цветов делают эту выставку типичным стрит артом – самым демократичным способом демонстрирации искусства широкой публике.  

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в городе Муроме Владимирской губернии 31 августа 1863 года. Его детство прошло в родовом имении Прокудиных-Горских-Фуникова Гора в Покровском уезде. В 1889 году будущий фотограф-исследователь закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где был студентом Менделеева. Затем Прокудин-Горский продолжил своё обучение в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите, вместе с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. Также он изучал живопись в Императорской Академии художеств в России.

Вернувшись на родину, Прокудин-Горский начинает активно заниматься фотографией и ее популяризацией. Следует отметить, что Сергей Михайлович не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он использовал метод цветоделения, изобретенный Адольфом Мите.  

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые сенсибилизировал по собственным рецептам). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение. 

В мае 1909 г. талантливый фотограф, исследователь и изобретатель Прокудин-Горский добился аудиенции Государя Императора Николая II. Результатом встречи стала поддержка царя весьма амбициозного проекта Сергея Михайловича: заснять в цвете всевозможные стороны жизни областей, составлявших тогда Российскую империю. Указом Николая II фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. 

 Для работы на водных путях Министерство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Царской канцелярией Прокудину-Горскому были выданы документы, дававшие доступ «во все места империи», а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. И хотя конечной целью проекта Прокудина-Горского было ознакомление школьников России с историей, культурой и модернизацией Империи, при помощи его «оптических цветных проекций», Николай II не дал на него ни копейки живых денег. Все финансовое бремя фотоэкспедиции легло на плечи фотографа, благо он был талантливым предпринимателем.

Над этим проектом он работал вплоть до 1917 года. До этого времени в России было напечатано более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, 94 из которых были выполнены в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПб., 1913) были напечатаны 22 высококачественные цветные репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве. Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портреты Л. Толстого, Ф.Шаляпина). Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остаётся неизвестным.  

С.М.Прокудин-Горский эмигрировал после октябрьского переворота сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию и сумел вывезти 2300 негативов своих работ. Архив был куплен у его наследников Библиотекой Конгресса США в 1948 году и долго оставался неизвестным широкой публике.  

Всего «американская» (то есть хранящаяся в Библиотеке Конгресса США) часть коллекции Прокудина-Горского насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности — около 2600 оригинальных изображений). Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются и сегодня. Для каждого из негативов имеются следующие цифровые файлы: один из трех черно-белых кадров фотопластинки (размер около 10 Мбайт); фотопластинка целиком (размер около 70 Мбайт); цветное изображение грубого совмещения, без точного сведения деталей по всей площади (размер около 40 Мбайт). Для части негативов подготовлены также цветные изображения со сведенными деталями (размер файлов около 25 Мбайт). У всех этих изображений имеются файлы уменьшенного разрешения размером 50−200 Кбайт для быстрого доступа в ознакомительных целях. Кроме того, на сайте находятся сканы страниц контрольных альбомов Прокудина-Горского и отсканированные с высоким разрешением фотографии из этих альбомов, для которых нет стеклянных негативов. Перечисленные файлы доступны всем желающим на сайте Библиотеки Конгресса США.  
 

Выставка напечатана способом пигментной печати на принтере HP Designjet Z3200 на бумаге HP Matte Litho-realistic Paper 270 g/m2. Благодарим компанию Hewlett Packard, деятельность которой способствует как развитию современной фотографии, так и реактуализации важнейших пластов культурной истории России. 

Flacon Production

Выражаем благодарность творческой группе “ЦУ-Е-ФА” (Кате Тестиной-Лапшиной, Свете Курчиной, Оле Чупиной), Артёму Голощапову, Насте Цайдер, Даше Зориной за неоценимую помощь в организации выставки.