Преображение через маскировку.
Стройки одолели со всех сторон. Везде
Зато есть искусство. Оно, конечно же, совершенно бесполезно, как правильно заметил Оскар Уайльд, но тем и замечательно. Искусство всё преображает. Фотография в том числе. Только очень наивные люди думают, что фотография
Маскарад — любимая тема Петербурга. Ведь в этом городе «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете». Недаром «Маскарад» Лермонтова в постановке Мейерхольда стал самым главным петербургским представлением, а святочный карнавал в Фонтанном Доме ахматовской «Поэмы без героя» — чуть ли не главной питерской поэмой двадцатого века. И всё это восходит к пушкинской повести «Гробовщик»: «Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы… Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя.» … «Видишь ли, Прохоров», сказал бригадир от имени всей честной компании;
«все мы поднялись на твое приглашение; остались дома только те, которым уже не в мочь, которые совсем развалились, да у кого остались одни кости без кожи, но и тут один не утерпел — так хотелось ему побывать у тебя….». Очень похоже на архитектурный карнавал сегодняшнего ремонта: «В эту минуту маленькой скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адрияну. Череп его ласково улыбался гробовщику. Клочки
Лет пятнадцать тому назад вся концептуальная тусовка интеллектуалов носилась с болгарином Христо Явашевым, ей известным под именем Christo (нечто типа Madonna). Он всё упаковывал, что под руку попадётся, с самой юности, с конца пятидесятых, когда ему было чуть больше двадцати, сначала, всё что рядом: боты, бабу, банки бобов, ботву и борова. И всё при этом повторял: «Я художник и я должен иметь мужество»… …«свобода — враг собственности, собственность же подразумевает постоянство, вот почему работа не может долго сохраняться»… Был так упорен, что упаковывал всё более и более большие и труднодоступные предметы, острова и горы, и в 1994 году достиг пика — упаковал Рейхстаг в Берлине.
Зато есть Дмитрий Сироткин. Ну, он и понял, что в Петербурге маскировка всеобщего ремонта обернулась преображением, создав предпосылку для обновленного взгляда на мир и освободив здания от груза тяготеющих над ними исторических, культурных и политических ассоциаций, так что сквозь складки синтетической материи проступили простые линии их оснований, или «сущностей», по Платону, — он, Платон, моден среди концептуалистов, — и не это ли составляет первооснову современного искусства вообще? — так
Только фотографии данного проекта предупреждают: давайте будем упаковывать и ремонтировать, но не строить, — и около Храма Успения Пресвятой Богородицы возникает салон Порш, который просто современный ублюдок, и если его завесить, то ничего сквозь складки не проступит, никакой сущности. Никакого Christo.
Аркадий Ипполитов