Галерея ПОБЕДА представляет новый проект Юлии Кисиной «Тени отбрасывают людей», который частично был показан в 2009 году на международном фестивале фотографии Paris Photo, в 2010 в Базеле на ярмарке VOLTA6, а также будет представлен галереей на Арт-Москве 2010.

Новая фотографическая серия Юлии Кисиной «Тени отбрасывают людей» построена на одном приеме: в одно и то же время, а именно в ярко освещенный полдень, с одной и той же точки, предположительно балкона, снимается уличная сцена — иногда это какой-нибудь случайный прохожий, а иногда — целые скопления людей, собравшихся отметить праздник. Некоторые из изображений вызывают легкое головокружение — они явно перевернуты. Но такая простота решения отнюдь не лишена смысла: рассматривая серию, попадаешь в зависимость от этого нового мира, черные персонажи которого — массивные, эксцентричные, подчас откровенно зловещие — совершенно освободились от своего телесного происхождения. В самом деле, фатальная пара «человек и его тень» уже не просто инвертирована. Происходит нечто большее. Из этого тождества с его неоспоримым акцентом на человеке пропадает главный термин — человек. Тень лишается своей основы, своего источника. И начинается настоящий театр уличных теней.

Призрачная жизнь двойников человека оказывается на удивление плотной, выразительной, организованной. Само явление теней принимает разнообразные формы — порой это неожиданная монументальность, которой лишен уплощенный прообраз, порой эксцентрика, располагающаяся в диапазоне от горгулий до участников импровизированного циркового представления, порой разоблаченная машинерия повседневных действий. Действительно, эффект серии разоблачительный. Зритель как будто располагается на двух уровнях одновременно — прежде всего, ему позволяют следить за развертыванием полновесной интриги: вот кто-то поднял кинжал или клинок (магическая трансформация простого зонта или трости), вот тянется чья-то неимоверно длинная рука (прохожий занят раздачей листовок), а вот пара рук, похожих на ветви, и они, конечно, подняты не просто так… Сцена полнится кентаврами и стражами, на ней в какой-то миг появляются палач и неопознанный протагонист в ливрее. Следите внимательней!

Однако этот театр, напоминающий об оптических игрушках и эпохе, предшествовавшей появлению кинематографа, прельстителен не сам по себе. Отбросив человека, сделав это в прямом смысле слова, он все-таки остается дополнением к преодоленному источнику. Ведь рождается он в самом сердце повседневного, и его задник, если чуть-чуть перенастроить зрение, — это обычный, выложенный плитками городской тротуар. Театр теней, тайно приютившийся в лучах полуденного солнца, сообщает о фантасмагории самой банальности. Это не видимая нами сторона нашего существования, которую, однако, никто не отменял. Для того, чтобы обнаружить это измерение, эту дистанцию по отношению к самим себе в точке наибольшей близости, необходимо вооружиться одним из тех устройств, которые запечатлевают и одновременно опосредуют опыт повседневности. С помощью фотоаппарата Юлии Кисиной удается вскрыть тончайший механизм: призрачное в повседневном.

Елена Петровская