ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В.ЩУСЕВА

Имеют честь пригласить Вас на открытие выставки  

Александр Слюсарев, Аман Гельд 
«Одна карта, два маршрута» 

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале 2010» 


Новый мир  

              «Если вы решите изучить  объект съемки
              в мельчайших подробностях, перед вами откроется целый новый мир. А усилив его при помощи фотокамеры, можно запечатлеть этот яркий новый мир во всей его красе».
              Руководство по фотосъемке  
              «Пожертвуете  частностями - что тогда станет с целым?»

              Уильям  Блейк 

Фотография  – непременное слагаемое каждого  музея современного искусства и поэтому выбор первой выставки так или иначе является маркером, определяющим ее место в системе ценностей. Сам факт, что из огромного спектра имен и возможностей выбраны авторы давно и активно ведущие личные блоги в ЖЖ, говорит нам о желании куратора представить не просто «красивые картинки», а (как минимум) сам способ существования фотографии сегодня.

Задуматься есть о чем. На наших глазах черно-белая бромсеребряная фотография из широкодоступного занятия миллионов превратилась в элитную графическую технику. Фотокамера из весомого технического аксессуара минитюаризировалась до дополнительной функции, которой снабжаются мобильные телефоны или даже (о ужас!) микроволновки. Да и сам способ демонстрации фото с появлением дневниковых блогов пережил значительную эволюцию. Зритель давно уже не пассивный наблюдатель, а активный участник и комментатор. Более того, формат фотодневника предполагает ежедневное вывешивание и детальное обсуждение каждой новой фотографии в оперативном режиме. Ситуация практически несопоставимая с традиционной выставочной деятельностью, где на редком вернисаже за шампанским автора похлопывают по плечу коллеги, произнося сакраментальное: «Старик, ты гений!». Оставаясь собой, в блоге автор развивается вместе со зрителем, что можно считать идеальной моделью для восприятия современного искусства. Перенести эту живую и креативную практику в традиционное музейное пространство достаточно сложно. Простым, но эффектным решением здесь оказывается формат «динамической пары». Он позволяет не только показать работы авторов, но и спровоцировать зрителя к некоему анализу, где сравнивается уже не только опыт пары «автор-зритель» (часто заканчивающийся простой формулировкой «о, круто» или «o, фигня»), но и опыт пары «автор-автор». Учитывая, что отобранные фотографы обладают оригинальным художественным зрением и признанным талантом, такая работа способна продвинуть и самого зрителя.

Для чистоты эксперимента выбраны визуально сравнимые серии, построенные на крупном и среднем планах. В обоих случаях это пристальное наблюдение за миром, созданным человеком, хотя сам человек в кадре никогда не появляется (кажется, что в век билбордов и журнальных разворотов дальний план вообще утратил функцию самостоятельного жанра и превратился в  суперфон). Скрытая интрига выставки состоит в том, что авторы приходят к внешне сравнимым визуальным результатам из совершенно разных позиций. Существенно разнятся и их идентификации. Александр Слюсарев — реально существующий мэтр фотографии, взявший в руки фотоаппарат еще полвека назад. Amand Geld – виртуальный аватар живущий преимущественно в Живом Журнале. Фотографии Aman Geld'а происходят из наблюдений за современным визуальным дизайном. Почти каждое его фото без каких-либо изменений можно ставить как фон на разворот журнала или рекламный плакат (хотя они вовсе не ограничиваются прагматической функцией дизайна и там есть собственная жизнь с внутренним диалогом, которую интересно рассматривать). Фотографии Александра Слюсарева исходят из cовсем другого угла - direct photography, традиции имеющей совсем другую историю и культурное насыщение.

Александр Слюсарев впервые взял в руки фотокамеру аж в 1958 году. Скажи кому в сообществах фотографов «Сан Саныч» – все сразу поймут, о ком идет речь, и уважительно закивают головами. Диапазон в котором работает фотограф достаточно широк, а открытие блога в ЖЖ дало ему новую степень свободы и независимости. Привычное для последователя direct photography ощущение камеры, встроенной в глаз, благодаря оперативности сетевого общения тут же проходит селекцию и отправляется на суд зрителя. Такая тактика позволяет одновременно работать над десятком развивающихся проектов, отдельных самодостаточных серий или боковых тем. Дабы очертить границы высказывания, достаточно просто создать новый тэг. Различия между «жизнью» и «фото» почти стираются. При такой тотальности, обычная воскресная поездка на дачу в Малаховку превращается в эффектную фотосерию, а то что не попадает в кадр – лишается  внимания истории.  Но во всех своих работах Слюсарев, прежде всего, городской житель – наблюдатель бытового пейзажа, переустроенного человеком. Для него он придумал собственное определение «плоский пейзаж» – лишенный линейной, диагональной перспективы. Да, действительно, кто сегодня снимает природные ландшафты? Любители – от избытка чувств и профессионалы –  по работе (автоматически закладывая в компоновку кадра свободное место для дополнительной рекламной информации). В силу особенностей, плоский пейзаж вполне может оказаться и... натюрмортом. Определяющий фактор в обоих случаях это – место действия, сцена покинутая  человеком, где предметы рассказывают о нем целую историю. Например, одно из характерных натюрмортных составляющих от Слюсарева – черенки вишни. Пользуясь ими фотограф создает странный сплав фигуративного и абстрактного: вишни действительно кто-то съел, но их веточки... уж больно они похожи на изогнутые линии с абстрактных полотен Кандинского или светотеневых постановок Ласло Мохой-Надя. Автор с иронией обыгрывает накопленый культурный багаж, соединяя «высокое» и «низкое»: в случайных пятнах краски, оставленных на стенах, опознает живописные приемы абстрактного экспрессионизма или ташизма, в конфигурации бытовых предметов – поп-арт или конструктивизм, в рисунке света и тени – графический минимализм. Слюсарев виртуозен в сочетании визуального и социального, поэтому каждый зритель способен увидеть в его работах что-то свое, зависящее от индивидуальности и культурного багажа.

Слава Козлов (aka Amand Geld) – ветеран Живого Журнала. Находящийся за этим аватаром реальный человек не позиционирует себя как профессиональный фотограф. Скорее – это одна из творческих сторон личности психолога, социолога, математика, предпринимателя, путешественника и отца небольшого семейства. Родился в Алма-Ате, увлекался съемкой слайд-фильмов, учился в МГУ на физмате, занимался альпинизмом, покорил вершину Амангельды (3999 м), учился в Пражском университете, изучал современное искусство, развивался как фотограф, занимался социологией и футурологией, нашел работу аналитика в крупной дизайнерской компании и переехал жить в Голландию, где и живет теперь. Фотография, впрочем, постоянно присутствовала в его жизни как средство анализа и наблюдения за миром. Наблюдение и анализ попросту часть его работы, связанной с изучением общества и предугадыванием его будущих интересов и потребностей. А для того, чтобы это делать, надо точно анализировать настоящее. Поэтому, фотокамера – все время в руках. Но только часть, сделанных с ее помощью фото, осознанно выделена в специальный блок, названный «Amand Geld» (по имени той самой, покоренной вершины в горном Алатау). По определению самого автора: «Amand Geld – это перцептивные игры между фотографом – наблюдателем и встреченными объектами». То есть, благодаря своим «настройкам» фотограф встречает в жизни некие чувственно заданные ситуации и с помощью камеры старается выделить и воплотить их в цельный фотографический образ. В жизненной практике это выглядит довольно забавно. И жена, и дети давно уже знают, что гулять с папой – это особое занятие. В самый непримечательный момент, когда вокруг вроде бы ничего не происходит, он вдруг делает «стойку», останавливается и надолго «зависает», рассматривая с разных сторон и фотографируя в разных ракурсах (как сам он говорит «обрабатывая») только ему видимые визуальные изыски. Удивленные прохожие, заметив разгоряченного и увлеченного съемкой человека, из любопытства подходят посмотреть, что же там происходит интересного и... уходят, в недоумении пожимая плечами. Но потом, встречая фото, не могут понять, где и как это было снято и почему они этого не видели? Это и есть особое состояние «Amand Geld». Европейский способ проживания, безусловно, сказывается на эстетике его фотографий – этот мир уже эстетизирован, любовно устроен, наполнен оригинальной архитектурой и дизайном, хотя сам автор утверждает, что место действия не так важно, как важно его состояние и настроение.  Только после расспросов можно идентифицировать фрагменты, сделанные в Голландии, Франции, Испании, Австрии, Хотя весь этот пафос перечисления сходит на нет, когда обнаруживаешь фото, сделанные дома – в детской и в ванной комнате, не выходя из дома.

Можно заведомо ожидать, что перенесенные из виртуальной блогосферы в реальное пространство музея, фотографии Александра Слюсарева и Aman Geld'а будут испытывать новое масштабное соотношение со зрителем и архитектурой зала. Уверен, что этот опыт будет достаточно интересен. А для того, чтобы сравнить ощущения и «держать руку на пульсе» можно записать себе в книжку два адреса:

http://aman-geld.livejournal.com

http://slusarev.livejournal.com 

Дмитрий Пиликин