Наверх
Loading
922 марта 2010 года | Выставки

Николай Хорунжий. «Синтез прекрасного»

Россия, Москва
Фотогалерея имени братьев Люмьер,
Часы работы: 12-00 - 20-00, вт - вс
Адрес: Болотная наб., 3, стр. 1,
Проезд: Метро: Кропоткинская, Третьяковская, Полянка,
тел.: +7 (968) 451 40 19,
http://lumiere.ru/gallery/about/, email: gallery@lumiere.ru

Николай Хорунжий. Ленинградский завод им.Кирова.1960-е
Николай Хорунжий. Ленинградский завод им.Кирова.1960-е

Фотогалерея имени Братьев Люмьер представляет выставку советского фотографа Николая Хорунжего (1907–1979) «Синтез прекрасного».

«Синтез прекрасного» — так называлась статья о творчестве фотографа, который одним из первых сумел заложить основы научно-художественной фотографии.

«Наука — это Хорунжий» — говорили коллеги. Его снимки «Сейсмологи», 1958 г., (диплом на Всесоюзной выставке и на «Bifoto» ГДР), «На путях семилетки», 1960 г. (Золотая медаль, Белград), фотографии синхрофазатрона в Дубне, телескопов и антенн явились олицетворением эпохи «физиков и лириков».

Не менее популярным оказался снимок с прозаическим названием «Новая квартира» (1960). Он стал поводом одновременно для политического разноса и «семейного скандала». Вслед за поэтом Маяковским, который в «Рассказе о вселении литейщика Ивана Козырева в новую квартиру» воспел «прохладный дождик-душ из дырчатой железной тучки», фотограф тоже сосредоточился на душе. Но вместо литейщика предпочел снять в ванне 17-летнюю девушку, силуэт которой виден из-за полупрозрачной занавески. Это деликатное «ню» стало яблоком раздора на выставке «Семилетка в действии». Для СССР тех лет съемка была неслыханно смелой. В то время как зрители восхищались «целомудренным подходом к сюжету», министр культуры Екатерина Фурцева приказала «порнографию» снять. Распоряжение, разумеется, выполнили, но при этом снимок был награжден Серебряной медалью выставки. В этом же году на фотовыставке в Белграде фотография «Новая квартира» получила Золотую медаль.

Вообще живописность, «картинность» снимка для Николая Хорунжего были, по-видимому, очень существенны. В детстве он брал уроки живописи у Аполлинария Васнецова. Позже, в 1920-х годах, он поступил на кинокурсы имени П. И. Чайковского — сразу и на актерское, и на операторское отделение. Среди его преподавателей был легендарный оператор Анатолий Головня, среди сокурсников — Михаил Ромм. От тех лет у него осталась привычка продумывать композицию и делать «раскадровку» будущей съемки.

В фотографии для него была интересна тщательно продуманная и выстроенная композиция, а не умение уловить «решающее мгновение». Постановка не была имитацией естественности. Она подтверждала мастерство фотографа, как художника.

Журнал «Советский Союз», в котором Николай Хорунжий работал с 1956 по 1977 год, был «витриной» СССР. В те годы от фотожурналистов требовалась верность идеологическим установкам, высокое качество снимков и бодрый позитив. Обложечные кадры фотографа отвечали этим качествам. Так фотография «Молодожены» (1961) показывает не мощь и порыв, свойственный фотографии 30-х, а молодость и интеллектуальность 60-х. В сущности, сегодня Николая Хорунжего можно считать одним из пионеров отечественной рекламной съемки. Его фотография «Аленушка» ,1957 г. (почетный диплом на фотовыставке в Англии), радовала не одно поколение «сладкоежек», украшая коробки конфет.

Отдельной темой выставки стали фотографии, сделанные авторомом в одной из командировок в Закарпатье в 50-е годы ХХ века. Кадры эти представляют большой интерес для сегодняшнего зрителя, являясь типичным примером съемки 50-х годов. В фотографиях, которые никогда не печатались ранее, прослеживается не только реальная жизнь города, но и положение в фотографии в этот период — строгая цензура происходящего за «железным занавесом». Сегодня этот город кажется нереальным, а его герои кукольными персонажами.

Мы надеемся, что творчество фотографа Николая Хорунжего поможет понять малоизученную страницу истории отечественной фотографии середины ХХ века.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 11 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов