Министерство культуры Словацкой Республики
Посольство Словацкой Республики в Российской Федерации
Словацкий институт в Москве
Центрально-Европейский Дом фотографии, Братислава
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Министерства культуры Российской Федерации
Центр «Культура визуального»
выставка
Два мира Павла Пехи

из цикла
«Словацкая фотография XX–XXI веков»

Начиная с лета 2009 года в Словацкий институт в Москве приезжают один за другим крупнейшие персонажи современной фотографии Центральной Европы. Здесь уже побывали концептуалист и идеалист Рудольф Сикора, люминограф Камил Варга, сказочник Робо Кочан. Пятая выставка, продолжающая цикл «Словацкая фотография XX–XXI веков» снова персональная. В Москву приедет «интуитивный театр» Павла Пехи.

Выставка Пехи «Два мира» — декабрьское событие, не детская рождественская фантазия, но притча для взрослых, сюжет которой, впрочем, извечен: отношения миров — внешнего, реального, и внутреннего, идеального, — диалог мужского и женского, иерархия поколений и социальных ролей. В выставку словацкий художник включил произведения двух циклов — «Мой интуитивный театр» и «Живопись фотоаппаратом». Обе серии он создает уже не первое десятилетие, как будто это два бесконечных романа, длиной с его жизнь. Но название выставки — «Два мира» — говорит не столько об оппозиции двух серий художника, сколько о его пребывании в двух мирах одновременно: «Я живу в двух мирах. Один реальный, второй — как альтернатива, созданная из негатива непочтения к реальному миру. Второй более ценен для меня. Он — мое зеркало, мой образ. Беспрестанный самоконтроль его изменяет, он находится в беспрестанном превращении. Постепенно я закрываюсь в нем. Может, добровольно, а может, по необходимости. Ведь он лучше и совершеннее реального. В нем нет прагматизма, рациональности, нетерпимости или поверхностности. В нем не надо ничего объяснять. Он наполнен фантазией, абсурдными ситуациями и игрой. Он служит мне зеркалом, подставленным реальному миру. Я открываю этот мой мир медленно. Его невозможно познать сразу. И даже если я что-то обнаружу, оно вскоре изменится. Это волнующее приключение. Это соприкосновение с трансцендентным». И другого мнения о творчестве, как башне из слоновой кости, поставленной на розе ветров реального мира, трудно ожидать от автора, остающегося верным убеждениям своей молодости. В конце 1980-х Пеха был членом группы «Девятискоростной облачный велосипед», объединявшей юных безумцев, сбившихся в команду, подобно тому, как заплутавшие в лесу путники собираются на одной поляне. Все они искали себя в чаще постмодернистских театра, литературы, поэзии, кинематографа, живописи, фотографии и перфоманса. Павел Пеха сумел пробиться к простоте изобразительного языка, к минимализму, кажущемуся современным уже не один год. Его работы, особенно «Живопись фотоаппаратом», — новое абстрактное изобразительное искусство, созданное средствами фотографии. Это продолжение линии модернистского познания формы и её пространственных возможностей. Параллельно Пеха работает над вымышленными сценами с участием многих персонажей (цикл «Мой интуитивный театр»); эти постановки напоминают визуальные документы утерянных античных драм, Пеха выступает как сценарист и режиссер, сценограф и оператор, по мановению которого сцены из его воображения переносятся в реальный ландшафт, разворачиваются на полях, посреди пустоты, подверженной ветру, солнцу и дождю.

За последние годы московские зрители видели много театральных синтетических действ, вобравших в себя традиции уличного карнавала и цирка, драматического театра и оперы. Пеха переносит театральное действо в выставочный зал, он дает возможность зрителю пребывать неопределенно долгое время внутри одной сцены, находя в ней все новые эмоциональные оттенки. Пеха тонко чувствует, что как режиссер он может реализоваться только в фотографии, похожей на кинематограф и графические искусства, и все-таки отличной от них: фотография позволяет зрителю быть на сцене, внутри, рассматривать пространство игры во всех подробностях, переживать каждую из них как великую ценность. Пустота становится важным действующим лицом его «интуитивного театра», а сам фотограф — режиссером настроения пустоты.

Павел Пеха (1962), родился в Кремнице. Окончил среднюю ремесленную металлургическую школу в Банска Штявнице (1981), Институт художественной фотографии при Союзе чешских фотографов (SČF) (1984) и FAMU (кафедра фотографии, 1994) в Праге. Произведения хранятся в Музее изобразительных искусств в Хьюстоне, США, Музее фотографии в Оденсе, Дания, частных собраниях многих европейских стран.

Кураторы проекта со словацкой стороны: Вацлав Мацек, директор Центрально-Европейского Дома фотографии, Петер Бирчак, директор Словацкого института в Москве; с российской стороны: Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева.

Вернисаж выставки: 8 декабря 2009 года в 19.00

Выставка открыта по 20 января 2010 года с 10.00 до 19.00

ежедневно, кроме субботы и воскресенья

Словацкий институт в Москве, 2-я Брестская, 27

Телефон для справок и аккредитации 956 4928