Открытие состоится 12 ноября 2009 года в 19.00

Где вы, месье Масленицын?

Эпистолярный жанр по сути своей требует дистанционного собеседника. Даже если объект находится очень близко. Главное — отстраненность. Легкое общение не нужно, и даже вредно. Поставьте мобильные телефоны на режим silence.

В настоящей выставке экспозиционной хронологии не существует. Нет разбивки по времени создания, по темам, по авторскому концепту. Время, в традиционном смысле этого слова, из линии скрутилось в спираль. Логический центр — крупноформатная работа. Фрак на плечиках с цветком в петлице. Человека нет, есть его условное обозначение. Все очень логично. Все а-ля Масленицын.

Александр Масленицын — явный законченный интроверт и в жизни, и в творчестве. И фотоработы свои он называет письмами. Или дневниками, что в принципе, равнозначно. Дневник — письма самому себе. Это в идеале. Конечно, если это настоящий, честный дневник, а не блог, не размышление писателя, который подспудно уже предполагает эти самые дневники обнародовать. Теперь вопрос — могут ли у художников быть честные дневники?

В общей сложности мы можем видеть около сорока работ. Явная приверженность автора черно-белой фотографии. Люди, пейзажи, даже мандарины — и те черно-белые. А цветные фото нарочито живописны. Они выделяются на общем монохромном фоне, как будто особенно значимые моменты жизни.

У Масленицына свой, трудночитаемый для постороннего человека, мир. Этот мир не стыкуется ни с чем, ни с чем не смешивается. Не потому что не хочет. Просто не смешивается, без эстетических манифестов. Структурально одинок. При такой тихой жизни (название одной из авторских выставок Александра) автор весел и эксцентричен, в том числе и в фотографии.

В названиях выставок разных лет читается биография АМ — «Барселона. An den Schlaf», «Ла-Манш», «Paris — Saint-Tropez», «Московские пикники»… Одна из последних выставок, фотопроект, иллюстрирующий «Божественную комедию» Данте, называлась показательно для автора «Данте. Москва». Он остается верен одной из своих стержневых тем — теме места. Масленицын — человек-пунктир. То он здесь, в Москве, делает выставки, авторские и совместные, то исчезает, и задаешься вопросом — нет, не чем он занимается сейчас. Скорее — а был ли он вообще? Где вы, месье Масленицын?

Татьяна Стрекалова