В тот день, когда я взялся за текст о выставке Александра Александровича Слюсарева в РОСФОТО, он вывесил на своей ежедневно обновляемой странице в ЖЖ фотографию «Выходя из троллейбуса. Лето 2009». Грузная тётка с трудом слезает с высокой подножки московского троллейбуса, бортовой номер «3134».
В этом снимке, при внешней случайности пойманного в кадр события, нет ничего случайного. Машина, которая
Слюсарев виртуозен в сочетании визуального и социального, не зря он
Если предположить, что восприятие произведения искусства, фотографии в том числе, во многом случайно, то произведения художника Слюсарева виртуальны. Каждый раз они рождаются заново при контакте с публикой, пришедшей на выставку. А выводы, как заметил Слюсарев по другому поводу, можно делать после длительного, каждодневного общения с фотографией.
Предупреждённый автором, не спешу с обобщениями, хотя они и однокоренные «общению». Не забудем, что в «первой» жизни А.А. Слюсарев — филолог, переводчик с итальянского.
На выставке в РОСФОТО нет цветных снимков, Слюсарев, с одной стороны, добивается чистоты восприятия, не заставляя перенастраивать глаз с ч.б. на цвет и обратно. С другой — добивается чистоты выставочного жанра, чистоты персонального проекта, где все фотографии остаются без названий, документированы только время и место съёмки. С третьей — неявно отсылает к своей странице в ЖЖ, а это уже совсем другой, интерактивный тип восприятия его фотографий. С четвёртой — считает чё
Впрочем, у каждого зрителя могут быть иные, собственные версии, важнее увидеть
Серия снимков отдыхающих в Малаховке (старое дачное место, московский аналог Сестрорецка), иногда называемая автором «Половая зрелость», не имеет отношения к подростковым желаниям. Она создана в
Иными становятся черно-белые фотографии Слюсарева начала
И только бомжеватого вида субъект на остановке никуда не торопится. В каждой руке у него большая пластиковая банка воды «Шишкин лес». Не поверю, что вода из источника. Герой Слюсарева наверняка набрал жидкость из ближайшего пожарного крана, но демонстративно делает вид, что жидкость соответствует этикетке. Разговор о подлинных и мнимых ценностях художник-фотограф Слюсарев ведёт без пафоса, в традициях неофициального искусства шестидесятых-семидесятых, к которому тогда принадлежал.
Конечно, страна «выдала коленце», подобное тому, что изображено на снимке московского фасада — водосточная труба благородно обходит газовую магистраль. Но листья как падали и прилипали к мокрой поверхности в 1976 году, так и продолжают в
Вадим Михайлов
РОСФОТО
при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации