Открытие проекта 20 мая 2009 года в 19.00.

Александр Долгин — арт-фото
Святослав Пономарев — арт-фото, перформанс
Ираида Юсупова — медиа-опера
Куратор: Юлия Квасок

Расписание перформансов:
май: среда 20, пятница 22, воскресенье 24, вторник 26, пятница 29, воскресенье 31
июнь : вторник 2, воскресенье 7
начало в 19.00

«Вдох-Выдох» — вольное размышление о Большом Стиле в архитектуре, скульптуре, портрете, мелодии, ритме.

Что такое Большой Стиль? Пирамиды, небоскребы, храмы, павильоны, боги, футболисты, звезды — все слилось воедино. Большой Стиль можно наблюдать и в городском строительстве, и в сценарии блокбастера, и даже в выражении медийного лица. А между тем, этот «заброшенный кратер» до сих пор источает пары, способные вызывать различные эмоции — от гомерического хохота до священного трепета. Недостаток глубоких и сильных ощущений вызывает своего рода эстетический голод, утолить который становится все труднее — не только из-за слабой различимости символа, но и по причине асимметрии концептуального и романтического начал на нынешней арт-сцене.

Собственно, ради восстановления этой симметрии, а вместе с ней и утерянной свежести и глубины восприятия Большого Стиля и родился этот проект. Его участники — Александр Долгин и Святослав Пономарев принадлежат к поколению «рожденных под звуки маршей». Отношение к Большому Стилю этого поколения — первых рокеров, ориенталистов и просто думающих людей — часто укладывается в формулу «не могу не». Детское удивление, радость от ритуала и аллергия на режим — всё это они испытали, и отголоски этих ощущений слышны в их творчестве.

Один из художников «концептуалист», другой «романтик». Один рефлексирует, другой созерцает. Одно сближает: Александр Долгин и Святослав Пономарев занимаются этим так давно, как помнят себя взрослыми, не мешаясь в толпе модных иконоборцев или иконопочитателей. Их творчество более аналитично, чем авангардизм начала ХХ, но более мифологично, чем нон-конформизм конца ХХ. Они способны довести соц-артистический сарказм до пафоса древнегреческой маски.

Их объекты — египетские храмы и святыни Катманду, небоскребы Нью-Йорка и сталинские высотки, каменные «командоры» и медитирующее тело. Их палитра — фотошоп и ракурс, позитив и негатив, целое и часть, цвет и чернь. Подчиняясь каждый своему ритму, один выбивает незримым молотком из зданий и монументов их дьявольскую душу, превращая Большой Стиль в смеющуюся мумию, а другой отыскивает ростки Большого в живой природе ступенек, изгибов, пролетов. Перемещаясь снаружи внутрь, из камня в плоть, из реальности в сновидение и обратно, Большая Вертикаль превращается в маятник творческого процесса.

Особая роль здесь принадлежит третьему участнику проекта — композитору и режиссеру Ираиде Юсуповой. Работы Долгина и Пономарева пущены ее рукой в видео-плавание. Медиа-опера «Китеж-18» (оператор — Александр Долгин) — часть постоянной экспозиции.

Тему завершит живой ритуальный перформанс Святослава Пономарева (PURBA) «Окончание мира» на открытии, закрытии и в определенные дни выставки. С помощью саундтрека Ираиды Юсуповой, аутентичных тибетских инструментов, органических сэмплов и самого большого в России барабана, он очертит графические, звуковые и ритмические границы Большого как Сакрального, обратив сознание зрителя к мифологическим пластам — сколь древним, столь и вымышленным.

«Вдох-Выдох» — проект синкретичный. Не только в силу заявленной темы или концептуальной идеи. Но и благодаря художникам, каждый из которых стремится, обернувшись на 360 градусов, достичь некоей сферы. Для них Большой Стиль стал источником и метафорой глубокого дыхания. Надеемся, это почувствует зритель — полноправный участник действа.