В новом проекте Аля Есипович продолжает тему, постоянно ее волнующую. Ее можно определить, используя название романа известного в свое время немецкого писателя Ганса Фаллады: «Маленький человек, что же дальше?». «Маленький человек» Есипович — на самом деле, человек нормы, волею обстоятельств сопротивления: поставленный в ситуацию, он вынужден за эту самую норму бороться. Герои Есипович — на всем протяжении ее творчества — находятся под гнетом разного рода обременений: телесных (физические аномалии, возраст и пр.), социальных, поведенческих, вкусовых. И они стойко преодолевают эти обременения, они находятся в постоянной борьбе за то, что представляется им нормой. То есть, счастьем. На этот раз норма действительно, а не метафорически, равна счастью: проект Есипович посвящен брачующимся, людям, подсмотренным в момент остро переживаемого состояния возможности некого счастливого прорыва рутинных обстоятельств. Как всегда, ее оптика настроена антропологически и социально безжалостно: ее герои далеки от современных эталонов не красоты даже — обаяния, социальной успешности, поведенческой уверенности и пр. В то же время это и не просто «униженные и оскорбленные» — автор менее всего, как мне думается, претендует на роль социального критика и бичевателя нравов. Нет, ее герои — не материал для социальных обобщений, это — штучный товар. Это — фрики поневоле, отходы индустрии «секса в большом городе», это — «неформат», но яркий и индивидуализированный. Есипович умеет безошибочно визуализировать именно эту «неформатность» как индивидуальность. Она уважает стойкость своих героев в борьбе за «норму», но показывает-то она иное: стремление быть «как все, как все, как все», обреченное в силу непреодолимости упомянутых выше обременений, выковывает типы неординарные в своей упертости и несгибаемости.

Аля Есипович с каждым новым проектом укрепляет уникальность своих позиций художника, работающего с материалом не столько социально-критического, сколько, я бы сказал, социально-антропологически-эстетического порядка.

Александр Боровский