Открытие выставки 12 марта 19.00.

Выставочный проект посвященный малоэтажной деревянной застройке Нижнего Новгорода.

В составе:

  • художественный фотопроект «Деревянные миражи».
    Фото: Юрий Пальмин, Влад Ефимов. Агентство архитектурной фотографии «Формат»;
  • журналистский взгляд.
    Экспозиция на основе специального материалы, опубликованного в мартовском номере журнала GEO;
  • историко-архитектурное исследование.
    Экспозиция, подготовленная НИП «Этнос» (Нижний Новгород). Проекты зон охраны, реконструкции и сохранения путем переноса (музеефикации) малоэтажной деревянной застройки Нижнего Новгорода.

Каждый город дорожит своими достопримечательностями, у каждого есть свой туристический набор памятников: кремль, Соборная площадь, уникальный мост, старинные развалины и так далее.

Открыточный набор является общегородским предметом гордости и строго охраняется от посягательств. Но рядом с канонизированными памятниками в городской застройке существуют здания и сооружения, не столь броские по архитектуре и не столь примечательные с исторической точки зрения. Они скромно довольствуются ролью фона, но на самом деле сохраняют нечто намного более важное, более ценное — дух места.

Не то чтобы эти здания никто не замечает. Напротив, горожане знают и любят их, но в силу неисключительного их положения до поры до времени не придают особого значения их состоянию. Однако время идет и даже кирпич начинает ветшать. Что уж говорить о простом дереве, из которого много и с любовью строили с середины девятнадцатого века по начало двадцатого состоятельные жители Нижнего Новгорода. Немудреные по форме, зато причудливые по декору, солидно приподнявшиеся на каменные цоколи, эти дома росли вдоль улиц, заменяя развалившиеся избушки и создавая новый образ города — успешного, торгового, богатеющего.

Прошло сто лет и некогда нарядные, крепкие дома обветшали. Как ни стараются хозяева подправить, починить кренящуюся развалюху — время берет свое. А тут еще наступает новый строительный бум, и земля в историческом центре города, по соседству с Нижегородским кремлем, обретает особую ценность. И вот уже то один, то другой дом как по мановению волшебной палочки исчезает, оставляя после себя быстро зарастающую новостройкой прореху. Двор за двором, квартал за кварталом недосчитываются этих домиков-старожилов, таких обычных, таких, казалось бы, невзрачных. И отсутствие их открывает неожиданную и трагическую правду: оказывается, именно в этих «непамятных памятниках» жил дух города. Именно на них держалось неповторимое своеобразие нижегородских улиц, дарящих каждому ощущение, что вот-вот из-за угла выйдет продавец баранок или лоточник с пирогами, а то и сам Алеша Пешков выбежит, торопясь куда-то по мальчишеским своим делам. Конечно, и устье Оки, и ширь Волги, и высокий берег с оврагами никуда не денутся, как и множество других характерных примет Нижнего Новгорода, но этих удивительных домиков на тенистых улочках Советского, Нижегородского и других исторических районов города остается все меньше. И все сложнее разглядеть за их заколоченными окнами и облупившимися, а то и обугленными стенами прежний мир — радостный, энергичный, задорный мир деревянного Нижнего.

Юрий Пальмин (1966) — один из самых известных архитектурных фотографов России. Занимается фотографией с 1989 г., начинал свою профессиональную деятельность в ЦНИИТИА и Моспроекте. Сотрудничает с журналами AD, «Проект Россия», SPeeCH, Building ARX и др. Работает по заказам известных российских архитекторов: А. Бродского, Ю. Григоряна, Е. Асса, Т. Кузембаева, Н. Лызлова, В. Плоткина, С. Скуратова, Дж. МакАдама и др. Занимался художественными проектами, как персонально, так и в сотрудничестве с другими художниками — Аленой Кирцовой, Александром Бродским, Владом Ефимовым, Сергеем Леонтьевым.

Владислав Ефимов (1964) — фотограф-художник, успешно совмещающий занятия профессиональной фотографией и деятельность в области современных аудио-визуальных искусств. В 1985 году окончил Московский автомеханический институт. С 1987 года участвует в выставках (объединение «Эрмитаж»), с 1991 года выставляется персонально (галерея «Школа»). Участник более 50 групповых и 20 персональных выставок. В 1995—96 гг. — стипендиат Берлинской Академии художеств.

Куратор: Петухова Елена

Проект представляет Агентство архитектурной фотографии «Формат», при поддержке АНО «Единство журналистики и культуры» и Фонда Форда, в рамках общероссийского конкурса «Культурные инициативы и журналистика».