«Посвящение Фриули: „Я вернулся летом“»
При поддержке Итальянского Института культуры
В творчестве первого участника экспозиции — Пьерджорджио Бранци (Piergiorgio Branzi), тема Пазолини появилась в 1995 году, когда он принял участие в художественном проекте «Тринадцать фотографов на маршруте Пазолини», в рамках которого чертова дюжина мастеров итальянской фотографии предприняла творческую экспедицию во Фриули, родную провинцию классика, расположенную на северо-востоке Италии.
Бранци было доверено отображать социальную среду Касарсы — города, в котором Пазолини провел свои детские и юношеские годы. Сельская жизнь местечка, отчий дом Пазолини — все это обрело новую жизнь на его снимках.
Бранци, родившийся в 1928 году во Флоренции, вошел в элиту итальянских фотографов еще в
Родившийся в
Третий участник экспозиции — Элио Чиол (Elio Ciol) (р. 1929), сам родом из Касарсы. Вот что пишет о нем писатель Карло Сгорлон: «Чиол, как и я, как и многие другие, привязан к своим пенатам и их культуре, испытывает к ним чувство сродни религиозному. Таким образом, эта земля для него не только точка отсчета, но и точка возвращения, ее тема теснейшим образом связана с религиозно-философским мировоззрением художника, фундирующим все его работы. Современная культура, обесценив религиозгное чувство, умертвив Бога, пришла к нигилизму. Человек, когда он желает видеть себя единственным онтологическим основанием бытия, натыкается на ничто. Мир тогда обращается в абсурдный хаос, даже подумать нельзя о том, чтобы представить его стройной, наделенной смыслом структурой. Для Чиола же, наоборот, мир — воплощение красоты и гармонии. Нести эту счастливую весть — вот в чем, по его мнению, заключается существо нашей жизни».
Таким образом, творчество Элио Чиола замечательно согласуется с пазолиниевским, всегда стремившимся к схожему свершению. Однако же и Бранци, и Дитури, каждый на свой манер, поняли художественное существо Касарсы и разделили эстетическое чутье ее славного отпрыска, сформулированное им в следующих словах: «Механизм обретения счастья для меня — узнавание, откровение в символе, знаке конкретной реальности бытия. Именно из этого источника происходят мои открытия, пути и восторг, подобный тому, что испытывает впередсмотрящий, кричащий: «Земля, Земля!»