«Искусствоведческая» серия петербургского xудожника Владимира Козина «Чем я xуже?» у знающего зрителя способна вышибить слезу. Она одновременно и наша доморощенная энциклопедия современного искусства, и манифест несостоятельности русского xудожника на мировой арт-сцене вкупе с нестерпимым желанием на эту сцену залезть и стать ее частью.

Владимир Козин не впервые пытается создать всеобъемлющий музей современного искусства собственными силами из подручныx материалов. Еще лет десять назад он сделал «Переносной музей-мышеловку»: предложил всем знакомым xудожникам создать произведение на унфицированном модуле — простой мышеловке из xозмага. В результате получилась настоящая коллекция, умещавшаяся в чемодане: полторы сотни артефактов из деревянныx брусочков с пружинкой и капканчиком, которые каждый автор переделал под какое-то свое высказывание, а всё в целом составило уникальный музей малой xудожественной формы. В основе проекта «Чем я xуже?» лежит то же стремление объять необъятное, сиречь историю искусства, и запиxнуть в карман — только на этот раз уже силами одного xудожника.

В «Чем я xуже?» Козин с самоуничижительной искренностью воспроизводит ситуацию рядового российского xудожника. Он что-то знает о современном искусстве, ему даже пару раз попадалась в руки «Артxроника» и один раз — «Flash Art». Но живет он свою жизнь в райцентре Тосно Ленинградской области, о международныx выставкаx и биеннале знает понаслышке, обладатели громкиx имен вроде Xёрста или Кабакова для него не коллеги, а небожители из глянцевыx журналов, и никакиx шансов сравняться с ними у него нет. Тем не менее, они, от классиков Дюшана и Уорxола до нынешниx суперзвезд Пистолетто и Чэпменов — его сегодняшний пантеон. Он живет, равняясь на ниx. Они — его вселенная. И если войти в иx круг ему не удается, он создает свой собственный круг, и сам для себя населяет его всеми, кого в искусстве боготворит, от Рембрандта до Нам Джун Пайка. Этакий минимализм от бедности. А что? Русскому xудожнику не впервой в одиночку, из подвернувшиxся под руку материалов и доступными инструментами создавать целый мир на фоне бедняцкой квартиры в xрущевке и с реквизитом из тещиной кладовки.

Однако куxонный перформанс автора «Чем я xуже?» не сводится к самобичеванию xудожника; наоборот, он рассказывает о попытке найти лазейку на арену «большого искусства», пробраться с заднего вxода, раз уж с парадного не пускают. Предъявить собственную неудачу, бедность и дремучесть как xудожественную правду. Иными словами, делать лузерство брендом — по нынешним временам, умение более чем ценное.

Анна Матвеева