Фотогалерея имени братьев Люмьер продолжает знакомить любителей фотографии с авторами — участниками проекта «Фото 60—70» и представляет персональную выставку Игоря Гневашева.

Игорь Гневашев принадлежит к поколению людей, которых называют «шестидесятниками». Он родился в 1936 году. Окончил школу в 1954 и поступил в Московский Полиграфический институт. Но, как многие творческие люди, изменил своей профессии и с головой ушел в фотографию. Его первые любительские работы («Мороженное», и «Голубь мира») увидели свет в журнале «Советский Союз» еще в 1958 году.

В 1962 году Игорь Гневашев окончил лекторий по фоторепортажу Центрального Дома журналистов и в 1965 году начинает работать в журнале «РТ». В 1966 году он — корреспондент журнала «Советский экран». В 1973 — фотокорреспондент журнала «Советский фильм», а начиная с 1981 года фотограф уходит из всех редакций и становится свободным художником.

В его творчестве четко прослеживаются три направления: жанровая фотография, репортажи со съемочных площадок и фотопортрет.

Герои его жанровых фотографий — простые люди, со сложной, порой трагической судьбой. Его снимки запоминаются своей простотой, открытостью, человечностью. Мастерство простоты — самое трудное в искусстве, большая редкость. Между автором, его персонажами и его зрителем всегда возникает редкое чувство доверия. Его главный творческий тезис — чистый фоторепортаж без инсценировки. Его Фотографии — это короткие новеллы. Его фотография «Отец и сын» словно кадр из фильма 60-х. Молодой отец стоит на переходе. Его ногу крепко обнял маленький человечек — сын. В кадре столько любви, доверия, красоты, чувства стиля.

Ему одинаково хорошо удается и городская и деревенская темы.В санатории, где каждый день расписан по минутам, отдыхает женщина (фотография «Отдых»,1970-е г.г.). И вот уже отпуск подходит к концу, а так хочется праздника, отдыха по-русски. И тогда на последние деньги она нанимает музыкантов, покупает угощение и… вот он праздник. Подсмотренная сценка «из жизни отдыхающих».

Карьеру Игоря Гневашева можно назвать в значительной степени идеальной, так как она дает ему возможности для контактов с людьми и окружающим их миром.

Фотограф работал почти со всеми культовыми режиссерами отечественного кино — Петром Тодоровским, Эльдаром Рязановым, Сергеем Бондарчуком, Андреем Тарковским, Никитой Михалковым и другими режиссерами, фильмы которых мы вот уже второй век с удовольствием смотрим с киноэкранов.

Его фоторепортажи со съемок фильмов отличает психологизм и умение уловить атмосферу событий в фильме, конечно, Фотограф всегда находит точку, благодаря которой его фотография производит новое впечатление, и обретает самостоятельное художественное значение. Невозможно провести черту — вот здесь — реальная жизнь, а это уже работа в кино, здесь можно говорить о смещении понятий, когда главные герои меняются местами с массовкой, уступая место реальной жизни. Великий Василий Шукшин предстает перед нами прохожим, разговаривающим с собакой, а уборщица (фотография «Последний штрих», 1983) вдруг становится главным героем действия.

Ощущение творческой свободы всегда помогало ему не поддаваться установленным темам и лозунгам в профессии журнального фотографа. Он всегда готов отстаивать свое мнение, никто не может заставить его снимать то и так, как ему не кажется верным. У него свой простой, но подлинный подход к фотографированию — он не будет врать.

Игорь Гневашев — член Союза журналистов и Союза кинематографистов России, Лауреат премии «Золотой глаз России». Его персональные выставки проходили в Москве, Твери, Нижнем Новгороде. Участник выставок Интерпрессфото (диплом), Всесоюзная выставка 1976 г. (Бронзовая медаль), 30 лет Великой победы (приз), Наша молодость (диплом), Фотография 60—70 и др. Автор фотокниг и альбомов. Его имя занесено в мировую энциклопедию «Современный фотограф» (Макмилан Лимитед). По мнению английского объединения «Фотоэкспедиция» Игорь Гневашев вошел в число восьми лучших фотографов мира.