Только БАЛЕРИНА, ЧЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЗЕРКАЛО и КАМЕРА.

Проект фотографа, стремившегося исследовать движение тела, наблюдая, направляя и провоцируя танцовщицу.

Танец — это всегда загадка, всегда очарование изяществом движений, пластикой тела исполнителя. Это преодоление законов гравитации и физических возможностей человека. Танец гипнотизирует и увлекает зрителя в свое пространство красоты, изысканности и чувственности. Именно танец как искусство и танец балерины Датского Королевского Балета Метте Бэткер вдохновили известного датского фотографа и фаната балета Джона Йонсена на создание фотографий, легших в основу проекта «Тело в завоеванном пространстве».

Любопытство породило вечные вопросы о человеческом теле: как рождается движение и в чем его суть? Может ли движение превратиться в состояние? Может ли это состояние стереть индивидуальные свойства тела и личности? И прежде всего, каким образом тело создает пространство и его завоевывает?

«1. Тело встречается с пространством. В теле скрывается женщина. Это тело раскрывается в пространстве — в движениях, которые еще не обрели форму.

2. Тело определяет пространство. Женщина танцует классическое произведение — «Арабский танец» из «Щелкунчика». Камера движется по кругу внутри пространства, занимаемого телом. Нагота очищает движение от жесткой балетной эстетики и позволяет чувственности танцовщицы воплотиться в танце.

3. Тело оспаривает пространство. Тело разрывает оковы классического движения, и женщина находит собственные пути выражения чувств через танец. Чувства передаются в движениях стопы, плеча, шеи... А само пространство размыкается — тело бросает ему вызов.

4. Тело завоевывает пространство. Тело вступает в противоборство с собственным отражением в зеркале. Внимание тела направлено внутрь себя — внимание танцовщицы — вовне. Женщина наблюдает собственное превращение. Тело покорило пространство«.

Анна Флиндт Кристенсен.

«Видимое изображение показывает нам постоянный поток изменений, а пространство движется сквозь нас. Может быть, это сродни материнской утробе, которую мы покидаем, оставаясь к ней навсегда привязанными. Чем лучше мы видим, тем сильнее нас очаровывает бесконечность пространства, тем лучше мы можем отличать „пространство“ от „места“».

Хенрик Стен Мёллер.

Проект Джона Йонсена «Тело в завоеванном пространстве», впервые представленный в копенгагенском выставочном зале «Gammel Dok» в 1992 году, был выбран министерством культуры Дании для участия в европейской программе культурного обмена и экспонировался в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литве, Польше, на Фарерских островах, во Франции и Эстонии.

Выставку представляют:
Королевское посольство Дании в Москве
Датский Институт Культуры
Галерея FOTOLOFT
Центр современного искусства ВИНЗАВОД

Об авторе:


Джон Йонсен (John Johnsen)
(р. 1945 г.)

Его произведения вот уже более 40 лет с большим успехом демонстрируются на персональных выставках в столицах всего мира. Признанный мастер фотоискусства, Джон Йонсен с 1990 года является членом международного жюри премии EuroCreation (Париж).

В качестве фотографа в течение многих лет сотрудничал с Королевским Датским балетом. Работал во Франции, Японии и на Кубе.

Опубликовал ряд книг, среди которых «Тело в завоеванном пространстве» (1994, издательство «Per Kofod»), а также следующие альбомы фотографий:
«Книга балета», 1982, издательство «Gyldendal» (Копенгаген)
«Балет в Тиволи», 1983, издательство «Borgen» (Копенгаген)
«Балет Скандинавии», 1988, издательство «Bonniers», (Копенгаген).

В 1985 году Джон Йонсен получил грант Юбилейного фонда Датского национального банка на поездку в Японию для изучения японского танца Буто.
В 1990 году являлся членом международного жюри премии EuroCreation.

Основные выставки:

1966 «Galleri 13» (Копенгаген)
1969 г. «Морис Бежар» (Париж)
1970 г. «Ромео и Джульетта» (Стокгольм). В 1978 г — в Копенгагене.
1971 г. «Месса по нынешнему времени» (Западный Берлин).
1972 г. «Триумф смерти» (Копенгаген)
1980 г. «Тело — Движение — Танец» (Копенгаген). В 1981 г. — в Париже и Ренне, в 1982 г. — в Гавре, в 1983 г. — в Сабль д’Олон.
«Нью-Йоркский городской балет» (Копенгаген)
1981 г. «Жар-птица» (Копенгаген)
1982 г. «Картины в движении: Датский балет» — в рамках проекта «Скандинавия сегодня» (Вашингтон — Миннеаполис — Лос-Анджелес).
1983 г. «Элвин Эйли» (Копенгаген)
«Исследование движения: Хореографы и танцоры за работой» (Париж)
1984 г. «Следуя за движением» (Утрехт). В 1986 г. — в Западном Берлине.
«Танец в Скандинавии» (Амстердам)
1986 г. «Скоро в свете. Буто.» (Копенгаген)
1987 г. «Лица Буто» (Копенгаген)
1992 г. «Тело в завоеванном пространстве» (Копенгаген — Венеция)
В 1993 г. — в Брюсселе, Гданьске и Щецине, в 1994 г. — в Кракове, в 1995 г. — в Мадриде и Барселоне, в 1996 г. — в Париже, в 1998 г. — в Риге, Вильнюсе, Клайпеде и Таллинне, в 1999 г. — в Рейкьявике, в 2000 г. — на Фарерских островах, в 2001 г. — в Лондоне, в 2003 г. — в Познани.
1995 г. коллективная выставка «Современный датский дизайн» Люнгбю (Дания)
1998 г. «Изменчивое серебро» (Копенгаген)
2000 г. «Гиганты джаза прошлого и настоящего» (Копенгаген)
В 2001 г. — в Таллинне и Риге, в 2002 г. — в Бирштонасе, Каунасе, Клайпеде и Вильнюсе.
2003 г. Проект «Лица танца Буто», включенный в программу Копенгагенского фестиваля Буто.

Метте Бэткер (р. 1965 г.) — модель в проекте «Тело в завоеванном пространстве»

Балерина Королевского Датского балета. Принята в Школу балета в 1975 году, в кордебалет — в 1983 году. Известность пришла к ней после исполнения партии Офелии в «Гамлете» (1985) в постановке выдающегося хореографа Джона Ноймайера и главной партии в «Сильфиде».

Солистка Гамбургского балета в 1986-90 годах.

Вернувшись в Королевский Датский балет, она зарекомендовала себя как универсальная танцовщица; в ее репертуаре — балеты Бурнонвиля и Баланчина и современные постановки, в частности, сольная партия в «Очевидце», спектакле крупного американского хореографа Элвина Эйли.
В 1985 году получила грант DANCE (Датско-американский национальный культурный обмен).

Официальное открытие выставки состоится 18 ноября в 17.00.
Сбор гостей в 16.30.
Вход по пригласительным билетам.

Выставку открывают Его Королевское Высочество Принц Йоаким Датский и Ее Королевское Высочество Принцесса Мари. На церемонии открытия будет присутствовать Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дания в РФ Пер Карлсен.