Выставочный проект «ИМЯ СОБСТВЕННОЕ» / Известные кураторы представляют молодых фотографов. Фоторепортер Олег Климов представляет молодого автора.

Открытие выставки 12 ноября, среда, в 18.00.
Портфолио-ревю — с 18.30.

«Презумпция невиновности»

Можно сказать и так: я был «on-line» свидетелем, когда Ирина Попова снимала эту серию. Я до сих пор помню e-mails, которая она писала в перерывах между съемками из интернет-кафе Петербурга, и помню все ее сомнения, переживания и неуверенность «что делать?»

«Просто иди и снимай, не покупай им наркотики, алкоголь и не давай денег…», — единственное, что я мог практически посоветовать «удаленно». Она жила в их квартире и снимала.

Когда Ирина впервые опубликовала часть этих фотографий в рамках образовательной программы по фотографии в разделе «документальная фотография», то обрушился шквал критики, прежде всего, против нее лично как человека и фотографа. Ее обвинили в пропаганде «панк-образа-жизни», в прославлении «семьи ублюдков», которые должны сидеть за решеткой, а не быть опубликованными на страницах газет и журналов… Тогда я подумал, что на самом деле сложнее и ужаснее в нашем обществе: «снимать правду» или «показывать правду»?

Вывод был очевиден, что никто и никогда не хочет знать, что в нашей стране есть больные, инвалиды, наркоманы, алкоголики… их проблемы — миллионы людей вне «телевизионного социума», их не существует для большинства, независимо от того плохие они или хорошие. Их нет. «Нет человека — нет проблем». И когда кто-то, однажды, нам показывает этих людей существующими или мы сами, случайно, встречаем их на улице, то ведем себя подобно фашистам. При этом, мы почему-то уверенны, что мы лучше, честнее, правильнее, благополучнее и успешнее. Эти иллюзии и приводят нас к отсутствию сострадания, уважения друг друга по признакам человека, а не социальной иерархии. В результате «мы-благополучные» превращаемся в «нас-неблагополучных» и скрываемся в домах-андеграундах, придумывая свою субкультуру и свои правила жизни. Но эти фотографии не про андеграунд, которого как бы не существует, это рассказ про семью, которая является частью нашего общества, следовательно, это история про нас с вами.

Я не хочу говорить ни одного оправдательного слова в защиту героев этой серии. Они здесь такие, какие есть на самом деле. Это факт и единственный аргумент в защиту того, что они существуют, живут рядом с нами, имеют детей и весь спектр чувств от любви и ненависти до отчаяния и равнодушия.

Здесь представлены далеко не все снимки, не представлены те, которые абсолютно шокируют нашу общепринятую мораль и нравственность. Таким образом, мы стараемся сохранить толерантность в надежде на то, что зрители ответят взаимностью.

Единственное, что я хочу сказать — это слова в защиту фотографа Ирины Поповой. У нее действительно присутствует мужество журналиста, которое превратилось почти в атавизм в нашей современной журналистике и фотографии. Мужество и умение говорить то, что увидел, почувствовал и рассказал, но вместе с тем не извращая и не издеваясь над действительностью, которая окружает нас и которую мы не хотим видеть. В этом и заключается ее «презумпция невиновности», которая должна существовать в любом цивилизованном обществе.

Олег Климов, freelance-фотограф NRC*Handelsblad

Другая семья

Другая семья для меня — это люди, живущие за гранью социума. У этих людей может не быть дома, работы. Они могут употреблять наркотики, быть ненавистны соседям и их могут не пропускать в театр из-за несоответствующего вида. Однако внутри таких семей по-прежнему царит любовь и трепетное отношение друг к другу — быть может, эти люди в других семьях способны любить по-другому, но это не значит — меньше или хуже.

Своих героев Алену и Диму я повстречала летом 2007 года в Коломне. Тогда у них была катастрофическая ситуация — им было негде жить и они были вынуждены держать ребенка в подвале. Через несколько дней я обнаружила их спящими на улице: подвал закрыли. Через несколько месяцев я узнала, что их сына отправили в приют.

Ровно через год, в июле 2008 я встретила в том же районе еще одну молодую семью — Лилю и Пашу. Вся их жизнь строилась по законам панк-культуры. Громкая музыка, много друзей и алкоголя. «Вечеринка» продолжалась несколько суток. Лишь маленькая дочь изредка напоминала им о реальной жизни. Будучи даже в невменяемом состоянии, они готовы были заниматься малышкой, называли ее «принцессой» и учили произносить слово «Нан».

Ирина Попова, фотограф

Ирина Попова

Тверь — Петербург — Москва.
Фотограф с 2004 года.

Член Союза фотохудожников России.
Трижды золотой медалист Дельфийских Игр России и СНГ в номинации «Фотография».
Дважды участник фестиваля «Молодые Фотографы России» в Нижнем Новгороде.
Приз Волжского Биеннале 2008 за фотопроект «Дербежки. Деревня на краю света».
Участник международного кино- и фотофестиваля против расизма и ксенофобии «Открой глаза!».
Летом 2007 г участвовала в фотосеминаре С. Максимишина в рамках Международного летнего фотосеминара «Фотография в журнале».
 В 2008 г стала участников семинаров фонда «Объективная реальность».
Сотрудничество с газетой «Час Пик», журналом «Русский репортер», работа в журнале «Огонек».
С сентября 2008 года — студентка Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко в группе «Документальная фотография», руководители — И. Меглинская, О. Климов.