Открытие выставки 10 ноября в 20:00.

Выставка «В Бухаре пускают змея», собранная одним из ведущих отечественных кураторов Зельфирой Трегуловой, структурирована самим материалом: 55 живописных и графических работ 1930—1950-х рассказывают о Средней Азии и созданы там же. Один зал занимает графика, в двух других — живопись. Яркая, тяготеющая к авангарду и национальной декоративности, и более камерная, восходящая к традициям русской художественной школы, импрессионизму и тонкой разработке, превосходная живопись открывает нам советскую художественную ситуацию как нечто неожиданное и малознакомое. Эта выставка — не антология искусства Средней Азии, а скорее исследование лакун монолитной ситуации тоталитаризма. Одной из таких зон, где искусство могло развиваться, была Средняя Азия. Бедный регион укрыл в своей горячей ладони альтернативный художественный поиск, а медленное время Востока дарило художникам комфортное ощущение вечности.

Тщательно выстроенная Зельфирой Трегуловой экспозиция рассказывает о том, что чудо искусства чаще случается в пространстве хотя бы относительной свободы, что без свободы искусство не живет, и художник обычно предпочитает рисовать, а не бороться с режимом. Мы видим живопись Средней Азии как искусство, относительно свободное в своем развитии, которое решает собственные задачи и потому переживает своих создателей. Мы видим потрясающей красоты и пластической свободы произведения, которые ставят под вопрос словосочетания «советский художник» и «социалистический реализм».

Все эти прочтения возникают именно потому, что перед нами выставка художников сталинской эпохи (основной массив работ приходится на 30-е и 40-е). Исключение — поздние работы медленно меняющегося Павла Зальцмана на десятилетие выбиваются за границы ХХ съезда, покончившего с тиранией. И тем указывают на способность ученика Филонова чтить учителя при любом режиме и в любом возрасте. Это экспозиционное исключение лишь подчеркивает внеположенность художника внешнему миру. Чем дольше мы вглядываемся в экспозицию, тем большей эрозии подвергаются стереотипные представления об эпохе и советском искусстве. Мы видим высочайшую живописную культуру художников, которых без разбору называем «советскими» или «мастерами соцреализма». Экспозиция свидетельствует о неоднородности советской художественной политики, а Средняя Азия кажется просто советской Европой, завоеванной народами Востока.

В современной ситуации актуальность тождественна рыночному успеху. Но в идеологическом обществе актуальность искусства выстраивается в других координатах — как актуальность внутренней коммуникации замкнутого сообщества. Средняя Азия стала из-за своей удаленности и этнографической специфики местом тайной жизни искусства — вне власти, идеологии, доминирующего стиля, спускаемого тоталитарным СХ РСФСР. Художники нашли зону свободы в жесткой ситуации. Искусство, показанное Зельфирой Трегуловой, можно считать возвращением подлинности.


Куратор Зельфира Трегулова.
Форум культурных пересечений rozamira третий год подряд организует marka:ff,
генеральный партнер rozamira'08 — группа компаний Московский Ипотечный Центр.