Открытие выставки 14 ноября в 20:00

Ляля Кузнецова — легенда российской фотографии, работы которой выставляются по всему миру — от Нью-Йорка до Берлина и Парижа. В 1997 году Кузнецова получила Гран-при Парижской Фотобиеннале и приз Leica Medal of Excellence международного фонда документальной фотографии Mother Jones.

Мировая слава пришла к Кузнецовой благодаря пронзительным и грустным снимкам цыган. Свой выбор Кузнецова объясняет просто: любая фотография — это своеобразный автопортрет фотографа, каждый снимок совпадает с тем, что у него внутри. И если посмотреть на цыган Кузнецовой, можно сказать о Ляле главное: она любит свадьбу культур, все это цыганское пересмешничество, когда среди католиков цыгане — католики, среди русских — православные, в исламских странах они — мусульмане. И когда цыгана спрашивают, какой он веры, он говорит: «А какой тебе надо?» Это люди, которые ассимилируются там, где начинают жить, принимают культуру этой страны.

Именно поэтому Ляля Кузнецовой как художник полностью соответствует концепции фестиваля-форума культурных пересечений rozamira'08: Кузнецова снимала в Казахстане, Кыргыстане, Таджикистане, Узбекистане и России — странах, культуры которых пересекаются на форуме rozamira'08.

Кузнецова будет единственным художником, который удостоится персональной выставки в рамках rozamira'08. «По ту сторону Бухары» — новый проект, с которым Ляля Кузнецова возвращается в Россию после 10 лет молчания. В рамках проекта Кузнецова покажет удивительную жизнь бухарских евреев, их поразительную способность соединить азиатское и иудейское мировоззрения, две эти совершенно разные культуры.

По ту сторону Бухары. Ляля Кузнецова, Людмила Петрушевская

Легенда российской фотографии Ляля Кузнецова привезла из Центральной Азии новую серию фотографий «По ту сторону Бухары» о евреях в Узбекистане. Легенда отечественной словесности Людмила Петрушевская сплела над Лялиными карточками альтернативный сюжет. Так сложился проект, который покажут в Доме Спиридонова в центре Москвы.

Фотографии Ляли Кузнецовой на rozamira'08 составят единственную персональную экспозицию на форуме культурных пересечений, потому что каждый проект этого выдающегося фотографа — живое воплощение перекрестка культур. Она снимала в Казахстане, Кыргыстане, Таджикистане, Узбекистане и России — странах, культуры которых пересекаются на форуме rozamira'08. О культурных пересечениях рассказывают все ее серии — «Цыгане», «Азия», и новая — «По ту сторону Бухары». Прежде чем стать легендой российской фотографии, она была авиационным инженером. В 1978 взяла в руки камеру, через год стала членом Союза Фотохудожников Литвы, и с тех пор она — свободный фотограф. Ее снимки объехали весь свет, их видели Арль и Берлин, Париж и Нью-Йорк. В 1997 году она получила Гран-при Парижской Фотобиеннале и приз Leica Medal of Excellence международного фонда документальной фотографии Mother Jones.

Лялины снимки чисты, контрастны и возвышены. Контраст в ее фотографиях — категория не фотографическая, а этическая и эпическая, это возвышающая ясность чистого разума, отринувшего мелкое. Ясность лялиного взгляда резка от честности, но она не ранит, а щадит и жалеет.

Ляля Кузнецова снимает то, что отзывается в ней эмоцией свободы, сострадания, гордости и любви. Этносы и культуры на ее фотографиях — как цыгане во дворе дома из ее детства: «прекрасные, опаленные солнцем люди» на фоне скучной обыденности, — лучшее, что только может быть в мире. Ляля находит суровую эпическую поэзию в чужой повседневности и многое, что кроме нее никто не увидит. Ее прекрасные герои — неутомимые аутсайдеры. Она исследует их мир, который остался человечным, их стремления. «В большинстве своем это люди, которые идут к горизонту, а этот горизонт уходит от них», — говорит она о своих персонажах. На ее фотографиях мы застаем те мгновения убогой и страшной жизни, когда они знают, для чего живут — ни на кого не похожие цыгане или евреи, они знают какую-то тайну, которую мы, другие, никогда не поймем. Это не этнография, не социология, не документальное свидетельство. Сама Ляля называет своим учителем Картье-Брессона.

Современность редко осмеливается заглянуть в ее карточки — Ляля обрезает быт, лица, другие признаки повседневности. От жениха и невесты она оставляет наряженные тела; в пляске цыганки оставляет одиночество, где-то за кадром брошены и пылятся серые приметы современного быта. Время на ее фотографиях стоит у края, дальше сюжет вне времени, вечность.

Новый проект Ляли Кузнецовой «По ту сторону Бухары» рассказывает о жизни бухарских евреев, о том, как сплетается в их жизни азиатское и иудейское мировоззрения. Вместе с Лялей об этом рассказывает Людмила Петрушевская — невероятное колдовство ее прозы звенит в тех же запредельных высях, что и тайна Лялиных фотографий. Два разных драматургических сюжета, два разных голоса сольются в одно целое, чтобы сообщить о невероятном чуде быть другим, жить рядом с другими.


Организатор: marka:ff
Генеральный партнер: МИЦ