В рамках программы «Истоки современной российской фотографии».

Встреча с автором перед открытием выставки.

Галерея Photographer.Ru (Москва) и White Space Gallery (Лондон) представляют двухчастную выставку классика мировой фотографии литовского фотографа Антанаса Суткуса.

В Лондоне будут показаны «Литовские портреты» (11 сентября — 10 октября); в Москве — «Приметы времени» (26 сентября — 26 октября).

Выставки охватывают две основные темы в творчестве фотографа. Портреты, создающие ядро лондонской экспозиции, наполнены теплой и ясной красотой, и связаны между собой словно кадры неснятых фильмов Висконти и Росселини. Человек посреди своей «жизни на ветру», посреди суеты и разворачивающихся вокруг него событий, живущий своей «маленькой» жизнью — кто он? Суткус, работая в советской прессе, одновременно осуществлял проект документации и памяти, противопоставляя личное/частное — пропагандируемому общественному/общему. На протяжении десятилетий он создает портреты современников. Его герои — не обезличенные «хомо советикус», это литовцы: мужчины, женщины, старики, дети.

Работы, представленные в Москве, высвечивают близость взглядов литовца Суткуса и других знаменитых современников-европейцев — Андре Кертеса, Анри Картье-Брессона и им подобных. Пристальное вглядывание в окружающую реальность, поиск решающего мгновения, гармонизирующего хаотическое броуновское движение мира, повседневная жизнь как источник вдохновения и красоты — еще в конце 50-х отделенный железным занавесом от мирового фотографического процесса Суткус, исходя из потребности документировать частное, самостоятельно приходит к тем же общечеловеческим выводам, что и (несколько ранее) Картье-Брессон. Или (несколько позднее) режиссер Иржи Менцель, режиссер-фотограф Вим Вендерс.

Фотографии из московской экспозиции посвящены поэтике повседневности. Одежда, дома, лица, руки, привычные вещи — запечатлены образно и точно. Бытописательство (характерное для развившейся под его влиянием «литовской школы» фотографии в целом) у Суткуса выходит далеко за пределы репортажа, документа. Взгляд его (как и в «портретах литовцев»), идет от общего к частному, от внешнего к внутреннему. Внутренняя эмиграция, лишенная трагизма, жизнь вне политического контекста — с точки зрения идеологии того времени, это была крамола. Но это был и тихий вызов большого художника, брошенный своей шумной, обобществленной эпохе.

Приметы времени, наполняющие кадр за кадром, на расстоянии складываются в узоры коллективной истории. В масштабе всего своего творчества Суткус создает необъятное лоскутное полотно памяти — это не преувеличение, если понимать, насколько огромен архив фотографа, сколь полной, многоуровневой и эмоционально насыщенной предстает в его снимках картина жизни простого человека второй половины ХХ века.

Факты из биографии:

Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в Литве. В детстве он копил на велосипед, но купил фотоаппарат, учился на журфаке, фотографию, изучал по тому немногому, что было в библиотеках, по журналам, что доходили из Восточной Европы. В начале 70-х годов вокруг Суткуса начали объединяться фотографы, и по его инициативе было создано Общество фотоискусства Литвы, которое он и возглавлял более 20 лет. В 1980 получил звание заслуженного работника культуры Литвы. В 1998 году получил литовскую государственную награду в сфере искусств.

За это время у Антанаса Суткуса по всему миру прошло более 150 выставок. На Западе он стал известен раньше, чем в России (Суткус является одним из наиболее известных пост-советких фотографов вообще).

В музеях, где проходили его выставки, теперь хранятся и выставляются его работы. Среди них: музей Виктории и Альберта (Лондон), Nicephore Niepce (Франция), Музей фотографии Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный Центр фотографии (Нью-Йорк), Институт искусств (Чикаго), Музей искусства (Миннеаполис), Музей современного искусства (Стогкольм), Московский Дом фотографии.

Выставкой Антанаса Суткуса Галерея Photographer.ru запускает долгосрочную программу «Истоки современной российской фотографии». В рамках этой программы будут показаны работы Антанаса Суткуса, Николая Бахарева, Валерия Щеколдина, Георгия Пинхасова, Андрея Безукладникова и других выдающихся фотографов из России, стран СНГ и Балтии. Цель программы — попытка осмыслить современную фотографическую ситуацию в России в целом. На рубеже 90-х гг. открылись границы, из-за рубежа хлынул поток информации. Тем не менее, ошибочно думать, будто фотографии в России не существовало, или что единственным источником влияния на современных фотографов является фотография западная. Наряду с демонстрацией актуальных мировых тенденций, галерея Photographer.ru осуществляет «поиск корней», демонстрируя работы ведущих фотографов старшего поколения в контексте современной ситуации.

При поддержке:Посольства Литовской республики в Российской Федерации
Генеральный информационный партнер галереи: журнал «Ваш Досуг»
Генеральный информационный партнер выставки: радио «Культура»
Ведущий информационный партнер выставки: «Независимая газета»
Генеральный Интернет-партнер: Mail.ru
При информационной поддержке журнала «Russian Zoom»