Церемония открытия выставки состоится 16 сентября в 18.00 с участием Азии Застрожной.

Музей истории фотографии, Санкт-Петербург Фонд визуального образования, Лодзь при поддержке Института Адама Мицкевича, Варшава представляют выставку Zageszczanie. Фотографии Азии Застрожны в рамках программы PhotoPoland.

Программа PhotoPoland стартовала в 2007 году в рамках Международного фестиваля фотографии в Лодзи, организатором которого выступает Фонд визуального образования в Лодзи.

Цель программы PhotoPoland — широко представить за рубежом современную польскую фотографию. Программа имеет поддержку Института Адама Мицкевича и Фонда визуального образования. В мае 2007 в Лодзь были приглашены 10 кураторов из 8 стран, включая Бразилию, Великобританию, Грецию, Израиль, Испанию, Мексику, Россию, США. Им было представлено творчество 15 ведущих молодых фотографов Польши, из числа которых каждый куратор назвал имя фотографа, чье творчество будет представлять Польшу в его стране. Из России для участия в PhotoPoland была приглашена Ирина Чмырева, чей выбор — фотограф Азия Застрожна. За ее творчеством куратор следила с 1999 года, когда Застрожна впервые представляла свои произведения на международном портфолио ревю. И теперь, благодаря поддержке польских институций и Музея истории фотографии, с фотографическими мистериями польской художницы может познакомиться российский зритель.

Азия Застрожна (Asia Zastr??na) — родилась и живет в Сопоте, в 1997 году закончила курс графического дизайна и фотографии в Академии художеств в Гданьске. Первая персональная выставка состоялась в 1999 году в галерее Mala в Варшаве. В 2006 году произведения Застрожной экспонировались в рамках выставки «Польская фотография ХХ века» в музее Shoto в Токио. Ее творчеству были посвящены статьи ведущих арт-критиков Польши.

Сводя к нескольким словам маршрут поисков Азии Застрожной, можно сказать, что она работает с сюжетами архетипической зоны — ее интересует женщина как «я» художника, отношения мужского и женского, и, наконец, поиск причины и смысла существования «я». В своих фотографических циклах, которых по нагруженности формы можно сравнить с барочными польскими поэмами, Застрожна говорит языком аллегорий и символов. Разговор о краеугольных вопросах бытия можно свести к пересказу Пауло Коэльи. Но, возвращаясь к традициям прошлого века, модернизма, легализовавшего фотографию в контексте современных искусств и превратившего философию в один из жанров интеллектуальной литературы, можно вспомнить и Рене Генона, Эдварда Уитмора, пренебрегших европейскими стереотипами представления о примитивности восточных и южных (по отношению к Европе — центру старого мира) культур. Как и эти философы, представители европейской культуры, направились на Восток, так и Застрожна совершила паломничества в Марокко, ставшего родиной ее внешне более простых, а оттого сложнее устроенных последних циклов.

Фотография Застрожной, созданная на рубеже ХХ и XXI веков модернистична в своей острой экспериментальности. Иоанна легко соединяет технологии фотографии и графики, вплавляет в отпечаток новые элементы уже в процессе печати, монтирует на всех этапах технологического процесса создания произведения. Монтажи Азии — прозрачные палимпсесты, как в рентгене, позволяющие мгновенно погрузиться сквозь поверхность тканей в глубины многослойного изображения, утонуть в нем взглядом, начать барахтаться в волнах смыслов, ощущая их перетекания один в другой. Материал придает фотографиям Застрожной эффект автоматического письма, ведовства, шаманства, в котором велик элемент «случайности». (Случайностью рациональное мышление обозначает все то, что проникает извне, нарушая логическую выстроенность рациональной концепции). Смысл отдельных произведений, особенно из цикла «Zag?szczanie (Трансформация)» трагичен. Они повествуют больше о Танатосе, чем об Эросе, они мистериальны. Хотя телевидение вкладывает в головы зрителей другие образцы современных камланий и современных жрецов, формы тел героев на работах Застрожной пробуждают в памяти представление об архаических жрецах древности, таких, как запечатлены в палеолитических скульптурах и росписях. Благодаря светоносной природе фотографии тяжелые фигуры на этих снимках прозрачны и невесомы, как в снах.

Ее фотографии соединяют в себе материальную осязаемость, вещественность, и невозможный в этом физическом мире опыт взгляда сквозь поверхность материи. Природа фотографии сообщает этим произведениям достоверность, делая их свидетельством визионерского опыта.

Ирина Чмырева