Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет юбилейную выставку Якова Халипа. Яков Николаевич Халип родился в 1908 году в Петербурге в семье интеллигентов. В 1926 году его фотография «Набережная Москва-реки ночью» впервые была опубликована в журнале «Огонек». В 1928 году он становится участником выставки «10 лет Советской фотографии» и получает диплом за серию портретов актеров. Его работы часто появляются на страницах таких журналов, как «Кино и жизнь», «Советское фото».

В 1930 году Халип приходит в крупнейший иллюстрированный журнал нашей страны «СССР на стройке», где работает с такими фотомастерами, как М. Альперт, Г. Петрусов. А. Шайхет, и к середине 30-х годов становится одним из ведущих фоторепортеров.

Работа в журнале положила начало сотрудничеству, а позже и многолетней дружбе с Александром Родченко, которого Халип называл своим учителем. В 1935 году Яков Халип вместе с Александром Родченко работает над альбомом, посвященном 20-летию Красной Армии и Флота. Иногда Родченко делал эскизы, по которым Халип выстраивал свои фотокадры. Так появилась серия фоторабот Халипа, посвященная Балтийскому флоту, наиболее известные из которых — «Торпедные катера и гидросамолеты» («Квадрат 69»), «На страже», «Торпедист» — представлены на выставке. Снимая сюжеты о Балтийском флоте, Халип делал и совершенно мирные фотографии. Одна из них — «Яхты в Финском заливе» принесла ему медали на международных фотосалонах.

В 1938 году Яков Халип становится участником экспедиции по спасению полярной станции СП-1 и с борта ледокола посылает серию очерков, которые печатаются в центральных газетах, включая «Правду». Тогда же, в числе членов экспедиции, он был приглашен на прием в Кремль, где знакомится со Сталиным. Фотография «Сталин среди героев-папанинцев», сделанная Халипом на этом приеме, уже на следующий день появляется на страницах «Правды».

В 1941 году Якова Халипа назначают редактором журнала «Советское фото», но с началом Великой Отечественной войны издание журнала было приостановлено. Яков Халип становится военным корреспондентом и поступает в распоряжение редакции «Красной звезды» и Совинформбюро. В эти суровые для страны годы он снимал на девяти фронтах — в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе.

После войны у фотографа возникли трудности с трудоустройством: это было время борьбы с «космополитизмом». Халип внештатно снимает для «Огонька», «Смены», как и многие фотографы, он работает в фотоиздате ВДНХ, берется за любую работу, вплоть до съемок видовых открыток. И только в 1954 году после смерти Сталина приходит в журнал «Советский Союз», ставший преемником легендарного «СССР на стройке». В этом журнале фотограф работает до конца своей жизни.

Журнал «Советский Союз» был витриной «советского образа жизни» и Яков Халип вместе с коллегами освещает достижения социализма. В эти годы он исколесил всю страну, снимал в разных концах России. «Потепление» 1960-х отразилось и на работе журнала «Советский союз». Начались поездки за границу. Так появились фотографии, сделанные в Алжире («Встреча в пустыне»), Марокко («Восточный базар»), Италии (репортаж из Раппало о гонках старинных автомобилей) и многие другие фотографии, которые можно увидеть на выставке.

Яков Халип оставил уникальный архив негативов и фотографий. Его работы сегодня находятся в коллекциях многих музеев и фотогалерей Европы и Америки, появляются на международных аукционах.

К 100-летнему юбилею Якова Халипа Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет коллекцию лучших фотографий автора, который, являясь прямым наследником русского авангарда, внес огромный вклад в фотожурналистику и фотоискусство страны.