Наверх
Loading
524 августа 2008 года

Александр Китаев «Три дня в августе 1991-го»

1 из 3
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото
Россия, Санкт-Петербург
Государственный музей политической истории России,
Адрес: ул. Куйбышева, д. 2–4,
тел.: (812) 233-70-48,
факс: (812) 233-73-00,
http://www.polithistory.ru

Музей политической истории России и Информационный центр/Бюро «ФотоДепартамент» представляют выставку фотографий.

Основу выставки составила серия из 50 фотографий, сделанных Александром Китаевым 19—21 августа 1991 года.

Александр Китаев, петербургский фотограф, историк фотографии и куратор, не был репортером, не снимал хронику, кроме семейной, он известен зрителям совершенно другой — не событийной — фотографией.

19 августа в 6 часов утра средства массовой информации СССР объявили о введении в стране чрезвычайного положения, а также о неспособности президента СССР Михаила Горбачева исполнять свои обязанности «по состоянию здоровья», и переходе власти в руки ГКЧП. Последующие события по долгу службы и по личной инициативе снимали многие фотокорреспонденты и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Благодаря их репортажам сохранилось достаточно исторических свидетельств об августовских днях. Но серия Александра Китаева интересна еще и как личный дневник художника. Самое ценное в этих фотографиях и подписях к ним — то, что они в полной мере передают личное ощущение катастрофичности момента, близкое и понятное всем участникам и очевидцам августовских событий.

Александр Китаев родился в 1952 году в Ленинграде. В 1970—1078 гг. работал слесарем на заводе. В 1977 окончил факультет фотокорреспондентов городского университета рабкоров при Ленинградском Доме Журналистов. Является членом Союза фотохудожников России (1992) и Союза Художников России (1994), а также автором более 70 персональных выставок, проходивших в России, Англии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швейцарии.

Александр Китаев о выставке:
К 1991 году я уже вполне разделял себя на фотографа-профессионала и художника с фотоаппаратом. Я работал на судостроительном заводе и добросовестно исполнял свои функциональные обязанности заводского фотографа. А вне рабочего времени была другая жизнь — я растил в себе художника. Но была ещё и третья ипостась — вести хронику семьи в качестве фотографа-любителя, сюда же относилась и съёмка тех или иных общественных событий, которые могли дополнить семейную память. Серия снимков о событиях августа 1991 года, во многом, мой личный дневник. Снимки были отпечатаны еще в те дни, подписаны и положены в папочку. Полагая фотографию искусством, я никогда не публиковал и не выставлял прикладные и хроникальные фотографии. Грядущая выставка — мой первый опыт такого рода.

Отрывки из дневника Александра Китаева:

«19 августа.
Страшный день. Взял дневник, авторучку в руку, но понял, что не в состоянии ничего писать.

26 августа.
…Поразмышляв, где люди могут встретиться, чтобы выразить своё несогласие, решил идти на площадь к Ленсовету. В том, что такие люди найдутся я не сомневался. Уж в такие мрачные времена на митинги ходили, а теперь-то, подышав несколько лет почти свободой… Я не ошибся — у подъезда Ленсовета стояло человек сто с российским флагом. Я был, конечно, с фотоаппаратом. Сделал несколько снимков издали, а когда вошел в ряды митингующих фотоаппарат спрятал — ведь приказом военного коменданта митинги запрещены. Спрятал потому, что боялся. Боялся, что милиционеры отнимут и засветят плёнку, а мне хотелось сохранить отснятое. Боялся снимать митингующих вопреки запрету людей, потому что по моим кадрам их потом смогут отыскать и казнить. В общем, страх перед репрессивным государством зашит в наши гены, мы спинным мозгом чувствуем — знаем! — как могут развиваться события…«

Куратор выставки Солмаз Гусейнова:
«В наши дни у многих выработался иммунитет против проявлений гражданской позиции и даже аллергия на обсуждение политических пристрастий или прогнозов. Три дня, рубежные, во многом определившие наше настоящее, уже ушли в прошлое, в историю, перекочевали из хроники в учебники. Научились ли мы извлекать уроки?»

Выставка проходит при поддержке Креативного бюро «АртТерра».


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 11 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов