На выставке представлены более сорока произведений девятнадцати самых известных современных китайских художников, работающих в различных направлениях — фотографии, живописи, скульптуре. Российская публика получит уникальную возможность познакомиться с работами таких известных художников, как Зан Хуан (Zhang Huan), Ма Лиминг (Ma Liuming), Зонг Бао, (Zhong Biao), Чен Вэнлинг (Chen Wenling), братья Гао (Gao Brothers), чьи произведения включены в музейные коллекции и каталоги выставок Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Пекина.

Выставкой «Китай… Вперёд!» ЦУМ продолжает традицию экспонирования модного и актуального современного искусства. Современное китайское искусство — один из самых модных и интересных феноменов наших дней. В центре его внимания — проблемы освобождения от прошлого и встречи будущего, сохранения традиций и вступления в эру процветания. С начала 2000-х годов китайское искусство вызывает пристальный интерес кураторов, критиков, коллекционеров, а выставки современного китайского искусства пользуются неизменной популярностью во всем мире.

Специально для выставки в ЦУМе была собрана уникальная коллекция работ лучших современных художников Китая. Выбор работ обусловлен культурно-историческими предпосылками: Россия и Китай — страны великих культурных традиций и значительных перемен, которые происходят в них сегодня. Китайские и российские художники размышляют на схожие темы: преодоление прошлого, либерализация, капитализм и его разрушительная сила. Экспозиция «Китай… Вперёд!» — это попытка установить художественный диалог между Россией и Китаем, между деятелями искусства и обществом, между прошлым и будущим.

Бронзовый лакированный «Гомункулус» («Homunculus») Чена Вэнлинга (Chen Wenling), гигантская статуя мужчины, прикладывающего ладонь ко рту, будто усиливая гневный крик, производит ошеломляющее впечатление. Он — представитель нового биологического вида — кричит, словно раненное животное. Не отражает ли он будущее человечества, в котором предстоит накормить полтора биллиона человек?

Художник Ванг Ду (Wang Du), живущий в Париже с 1990 года, — один из новых героев современного китайского искусства. Его инсталляция из трех скульптур «Женщина, женннщина, женн, же…» («Femme, femmme, femm, fem, fe…») — огромных деформированных моделей — входит в серию трехмерных фигур, которые он создает по изображениям, взятых из газетных статей и телепрограмм. Смешение визуальных культур Запада и Востока, визуальная реальность в мире медиа — все это находит воплощение в работах Ванг Ду.

Канг Цэн (Kang Can), молодой художник из Чунцина, изображает маленького ребенка, скользящего вниз по флуоресцентной птице. Композиция «Опасный ужин» («Dangerous Dinner») — это размышление о юности, проблемах современного рынка потребления и социальном неравенстве.

На выставке представлена всемирно известная фотография Чанг Хуана (Zhang Huan) «Добавить один метр к безымянной горе» («To Add One Meter to an Anonymous Mountain»), выполненная командой художников «East Village Artists» на горе Миаофонгшан (Miaofengshan). Коллектив начал свою деятельность в 1994 году на территории дворца Юэнмингян (Yuanmingyuan palace), расположенного недалеко от Пекина. Под натиском модернизации художники поднимают ряд вопросов: что означает голос одного человека в многомиллионной стране? Чем человек может дополнить величие природы?

Восхищают работы Хуанг Яна (Huang Yan), представляющие современную версию традиционной темы пейзажа «Четыре времени года». Работы выполнены женой художника — талантливым каллиграфом Жанг Тиемей (Zhang Tiemei). Напряженное, трепещущее тело ее мужа добавляет изображению чувственности. Что станет альтернативой исчезающим природным пейзажам?

Картина Жонга Биао (Zhong Biao) «Социализм» («Socialism») отражает взаимодействие старого и нового, Китая вечного и Китая после правления Дэна Сяопина, будто они все еще существуют рядом друг с другом. Молодежь в джинсах и солнечных очках олицетворяет новый Китай, а каратисты «вушу» («wushu»), рассекающие воздух, — его недавнее прошлое.

Образ, созданный Вэнг Пейджун (Weng Peijun), известным также как Вэнг Фэн (Weng Fen), — школьницы в образе Лолиты, с надеждой всматривающиеся в городской пейзаж. Цвета пейзажа кажутся радостными и оптимистичными, а будущее — светлым, как лица школьниц на представленных фотографиях.

Изображенные Ченом Джагангом (Chen Jiagang) прекрасные женщины в платьях «чипаос» («qipaos») посреди опустошенного индустриального пейзажа возвращают нас к вечному вопросу о прошлом и будущем. Фотографии, выполненные в крупном формате, сюрреалистичны.

На фотографиях Хана Бинга (Han Bing) крестьяне, сидящие на бульдозере с охапками травы и капусты, напоминают актеров в своеобразном «театре модернизации». Несмотря на появившиеся небоскребы и банки, повседневная жизнь Китая практически не изменилась: те же поля, традиционные жилища, чашка риса в день.

Ма Лиуминг (Ma Liuming) или «Фен-Ма Лиуминг» («Fen-Ma Liuming») — один из самых загадочных мастеров современности. Он изображает себя одновременно женщиной и мужчиной, человеком и животным, ребенком и взрослым. Самое знаменитое выступление художника, прерванное полицией, состоялось в 1994 году на Великой китайской стене, где он восседал обнаженным с длинными развивающимися волосами, контрастирующими с его мужественной наготой. Его восприятие мира, выраженное в скульптурах из стекловолокна, приводит нас к мысли о будущем, возможностях клонирования и о том, что такое человек.

Мао — главная политическая фигура Китая ХХ века, олицетворение некогда идеализированной эпохи, принесшей стране многочисленные потрясения. Изображать Мао как символ национальной идентичности Китая, воплощение идеи единства и, с другой стороны, как антигероя — любимое занятие художников Срединной империи. Скульптура «Мисс Мао» («Miss Mao») художников братьев Гао («Gao Brothers»), Гао Жена (Gao Zhen) и Гао Чанга (Gao Qiang), вечных изгоев пекинского художественного сообщества, обошла весь мир. Это не традиционное изображение улыбающегося Мао. Братья Гао создают чувственную скульптуру Мао с пышной грудью, высунутым, словно у волка, языком, хвостом Манчжу и носом Пиноккио. Репродукции картины до сих пор изготовляют в Китае, хотя власти стараются не замечать ее присутствия.

Бунтарь Шенг Ки (Sheng Qi) изображает Красную армию на площади Тяньаньмэнь (Tiananmen), дымящиеся солдатские ружья и художника, который фотографирует на этом историческом месте обнаженные тела, будто это — модели.

Художник Гао Зенгли (Gao Zengli) более сдержан в выражении критики. Вместо изображений, полных гнева, он рисует Мао в голубых тонах, идущего вперед, как он делал это во времена Великого похода.

Тьян Тайчен (Tian Taiquan) изображает женщину, утопающую в значках с изображением Мао. Мы видим грудь, поднимающуюся из океана «пропаганды», и красную повязку на ее руке. Кто она — защитница государственного порядка или умирающая муза художника? Помимо критики, важная роль в китайском искусстве отводится легкомыслию и красоте — двум лейтмотивам современности.

«Неоновые» картины Фенг Женгьи (Feng Zhengjie) с изображенными на них китайскими красавицами «мейню» («meinu») стали иконами современного искусства. Их миндалевидные глаза, кокетливо смотрящие в разные стороны, напоминают образ куртизанки. Лица лунного цвета и брови вразлет приковывают внимание зрителя.

Ванг Ксяохуэй (Wang Xiao Hui), одна из величайших женщин-фотографов и художественных деятелей Китая, изображает сад, где вокруг стола сидят куртизанки «таохуа мианзи» («taohua mianzi») и перебирают лепестки роз, словно это камни «маджонг» («majiong»). Фотограф задается вопросом, являются ли эти девушки частью фантазии о вечном Китае или они реальны?

Софья Сох (Sofia Soh), известный также как Чен Бинг (Qian Bingge), фотографирует обнаженных молодых женщин, но их рты и глаза закрыты фотографиями их же глаз и ртов. Художник исследует китайскую традицию сохранения достоинства в современных условиях раскрепощенности и урбанизации.

Для Ксю Жонгмина (Xu Zhongmin) будущее Китая представляется шатким и неопределенным. На картине «Твистер» («Twister») изображены девушки и юноши, старающиеся выполнить сложные акробатические трюки, будто готовясь к грядущим Олимпийским играм. Работа художника ставит перед зрителем вопрос: «Зачем?». Зачем юные тела подвергаются таким испытаниям? Как долго выдержит эта хрупкая красота перед тем, как сломаться?