25 мая (понедельник) в 16.00 в Фотографическом музее «Дом метенкова» состоится открытие выставки «На перекрестке истории (к 90-летию Гражданской войны)». На выставке представлены архивные фотографии в современной цифровой печати из собрания Государственного архива Свердловской области и Фотографического музея «Дом Метенкова» (филиал Музея истории Екатеринбурга). Большинство снимков публикуется впервые.

Ранним утром 25 мая 1918 г., ровно 90 лет назад, на железнодорожной станции Марьяновка Омский отряд красных интернационалистов напал на один из эшелонов чехословацкого корпуса. К концу дня чехи захватили город Ново-Николаевск (современный Новосибирск). В советской историографии выступление чехословацкого корпуса против большевиков считалось началом Гражданской войны в России. Нет смысла спорить об обоснованности той или иной даты (с тем же успехом начало войны можно отсчитывать и с октября 1917), она имеет значение только в контексте наших попыток понять и принять прошлое.

Гражданская война явилась одним из ключевых событий в XX веке. На весах истории лежало будущее страны, как будет развиваться общество, на каких идеях и нравственных принципах станет оно основываться, что случиться с экономикой и культурой. Война смела существовавшие прежде сословные отношения, в небытие ушли дворянство и класс предпринимателей. Миллионы людей погибли в кровопролитной бойне, десятки тысяч эмигрировали, собственники домов, земель и предприятий лишились имущества. На обломках Российской империи большевики возвели новую авторитарную власть и новую систему господства над человеком.

Выставка не дает ответы на вопрос, почему был сделан именно такой исторический выбор. Ее задача более скромная: с помощью сохранившихся фотодокументов предложить собирательный портрет вовлеченного в гражданскую войну общества. Авторы попытались, преодолевая густой слой мифологии о «комиссарах в пыльных шлемах» и «господах офицерах», найти иного героя — русского крестьянина, составлявшего подавляющее большинство в обеих армиях и страдающего под гнетом продразверсток и грабежей.

Еще один характерный персонаж эпохи — «идеалист-интеллигент», кто, говоря словами Бориса Пастернака, «печатал и писал плакаты про радость своего заката». Мы встречаем этот тип людей, вглядываясь в лица женщин в дорогих шубах, занятых пошивом гимнастерок для красной армии, или в залихватском пижонстве недоучившихся гимназистов с винтовкой в руках.

Часть выставки посвящена ритуалам советской власти и формированию нового типа чиновника. Большевикам удалось сплотить людей не только жестким централизованным управлением, обещаниями земли и фабрик, но искренней верой в справедливость своего дела. Приемы агитации причудливо смешивали лубок, площадный народной театр и стилистические приемы, характерные для иконы. В основе коммунистической идеологии лежала инверсия христианства, отсюда ее несомненное обаяние и привлекательность. Как часто иерархи церкви были мало похожи на христианских мучеников, так же плохо вписывалась в провозглашаемые идеалы равенства и справедливости вскормленная продразверстками советская номенклатура. Революция быстро обернулась своей противоположностью.