Начало пресс-конференции 10 мая в 19:20
Чао Фей, несмотря на свою молодость (художнице еще не исполнилось 30 лет), настоящая звезда современного искусства. Она участница самых престижных международных выставок, таких, как Стамбульская, Московская, Сиднейская биеннале. Чао Фей представляла Китай на последней 52-ой Венецианской биеннале. Художница родилась в Кванчжоу в 1978 году, где она закончила Академию художеств. Чао Фей представляет новое поколение китайских художников, которые не только успешно интегрировались в международный художественный процесс, но сделали современное китайское искусство одним из самых заметных феноменов.
«Творчество Чао Фей обращено к мифологии маргинальных культур, возникающих в больших городах. Это молодежные субкультуры, будь то разыгранная художницей воображаемая субкультура молодых сотрудников офиса, одетых в собачьи костюмы, реально существующая субкультура costume players или хип-хопа. Живущая и работающая в Кванчжоу, молодая китайская художница свидетельница стремительной урбанизации. Урбанизации, которая лишает человека личных желаний, снов, фантазий, поставляя ему готовые образцы, воплощенные за него в масс-медиа. Урбанизации, которая выталкивает на обочину самого человека. Чтобы стать самим собой, чтобы защититься от унифицирующего мира взрослых, сохранить индивидуальность, ему приходится идентифицировать себя с тем или иным персонажем, выбрать определенную территорию, находящуюся за пределами мэйн-стрима. В видеоработе СOSPlayers (2004) мы видим подростков, навязчиво идентифицирующихся с героями популярного японского жанра аниме. Они одеваются в костюмы выбранных персонажей, тщательно гримируются и разыгрывают между собой сцены. Чао Фей пригласила для участия в съемках реальных героев все более охватывающей современный Китай субкультуры costume players. Они застывают на фоне городских ландшафтов Кванчжоу: на крыше небоскреба или на окраине города у водоема на фоне вновь воздвигаемых грандиозных зданий, разыгрывают инсценированные бои между собой, вернее, между своими персонажами, или внезапно внедряются в городскую жизнь, охотясь в золотых средневеково-футуристических доспехах за обычными горожанами на стадионе. Вернувшись из мира фантазии, подростки замирают, по-прежнему закованные в броню своих костюмов, отчужденные от того, что взрослые называют реальностью. Эти две реальности не соприкасаются, но, тем не менее, молчаливо принимают друг друга. В конце концов, взрослые давно привыкли к униформе, неважно, что современная униформа их детей это экзотические костюмы, пришедшие из японского аниме. На смену тотальности идеологии, так же требовавшей определенного вида костюма, приходит униформизм массовой культуры, даже, если эта культура пока еще маргинальна.
В серии работ Hip-Hop художница обращается к протестной музыкальной форме, получившей глобальное распространение. Чао Фей снимает на улицах трех городов типичных жителей, исполняющих по ее просьбе хип- хоп. Для съемок Чао Фей выбрала три места «чайнатаун» в Нью-Йорке, свой родной город Кванжоу в Китае и японский город Фукока. Несмотря на то, что для съемок художница пригласила группу The Notorius MSG в Нью-Йорке и DJ Osho в Японии, она не делает видеоклипы. Hip-Hop Чао Фей это три законченных видео фрагмента, где музыка не иллюстрирует еще одну историю о «плохих парнях», выброшенных на обочину жизни и протестующих против реальности капиталистического зла. В видеоработе Чао Фей хип-хоп это глобальная музыкальная форма, оболочка, позволяющая художнице выйти за пределы жанра. У Чао Фей хип-хоп танцуют реальные люди, жительница «чайнатауна», торгующая зонтами, рабочие из Кванчжоу, одетые в спортивные костюмы, японская традиционная танцовщица в кимоно. Нью-йоркский хип-хоп наиболее «традиционный», узнаваемый по звучанию, отличается от японского и китайского, так же как отличаются друг от друга граффити, открывающие каждый из трех видеофрагментов одной и той же надписью «хип-хоп», представленной в разных языковых системах.
Речь идет не о сочетании глобального и локального, а о новом типе маргинальности, возникающей в тот момент, когда протестная субкультура, поглощенная массовой культурой, возвращается в «реальную» жизнь, превращая глобальное увлечение в маргинальное занятие, а маргинальную субкультуру в феномен массовой культуры.«[Olesya Turkina, «Cao Fei», «ICE CREAM. 10 curators. 10 contemporary artists. 10 source artists.» Phaidon Publishing House, 2007]
«Чья Утопия» (2006) одна из последних работ Чао Фей, впервые показанная на Сиднейской биеннале. Это двадцатиминутное одноканальное видео, сделанное художницей на ламповой фабрике в провинции Фошан (OSRAM China Lighting Ltd, Foshan). Для подготовки этого проекта Чао Фей провела шесть месяцев на фабрике, которая является одним из символов растущей экономической активности в современном Китае, особенно для нового поколения, которое приезжает на фабрику со всех концов страны в поисках лучшей жизни. Виедоработа «Чья утопия» сосредоточена на рабочих, их повседневной жизни и мечтах. Видео состоит из трех частей, в которых художница последовательно представляет рабочий процесс на фабрике, затем видеоперформансы, воплощающие мечты рабочих о том, например, чтобы стать рок-звездой или звездой балета, и, наконец, лица рабочих, на которые мы глядим по-новому, под влиянием их воплощенных фантазий. Этот проект, как и другие работы Чао Фей социальный. Он ставит вопрос о судьбе утопии в современном обществе. Олеся Туркина