Открытие выставки — 10 мая в 20:00
Начало пресс-конференции — 10 мая в 19:20

Чао Фей, несмотря на свою молодость (художнице еще не исполнилось 30 лет), — настоящая звезда современного искусства. Она участница самых престижных международных выставок, таких, как Стамбульская, Московская, Сиднейская биеннале. Чао Фей представляла Китай на последней 52-ой Венецианской биеннале. Художница родилась в Кванчжоу в 1978 году, где она закончила Академию художеств. Чао Фей представляет новое поколение китайских художников, которые не только успешно интегрировались в международный художественный процесс, но сделали современное китайское искусство одним из самых заметных феноменов.

«Творчество Чао Фей обращено к мифологии маргинальных культур, возникающих в больших городах. Это молодежные субкультуры, будь то разыгранная художницей воображаемая субкультура молодых сотрудников офиса, одетых в собачьи костюмы, реально существующая субкультура costume players или хип-хопа. Живущая и работающая в Кванчжоу, молодая китайская художница — свидетельница стремительной урбанизации. Урбанизации, которая лишает человека личных желаний, снов, фантазий, поставляя ему готовые образцы, воплощенные за него в масс-медиа. Урбанизации, которая выталкивает на обочину самого человека. Чтобы стать самим собой, чтобы защититься от унифицирующего мира взрослых, сохранить индивидуальность, ему приходится идентифицировать себя с тем или иным персонажем, выбрать определенную территорию, находящуюся за пределами мэйн-стрима. В видеоработе СOSPlayers (2004) мы видим подростков, навязчиво идентифицирующихся с героями популярного японского жанра аниме. Они одеваются в костюмы выбранных персонажей, тщательно гримируются и разыгрывают между собой сцены. Чао Фей пригласила для участия в съемках реальных героев все более охватывающей современный Китай субкультуры costume players. Они застывают на фоне городских ландшафтов Кванчжоу: на крыше небоскреба или на окраине города у водоема на фоне вновь воздвигаемых грандиозных зданий, разыгрывают инсценированные бои между собой, вернее, между своими персонажами, или внезапно внедряются в городскую жизнь, охотясь в золотых средневеково-футуристических доспехах за обычными горожанами на стадионе. … Вернувшись из мира фантазии, подростки замирают, по-прежнему закованные в броню своих костюмов, отчужденные от того, что взрослые называют реальностью. Эти две реальности не соприкасаются, но, тем не менее, молчаливо принимают друг друга. В конце концов, взрослые давно привыкли к униформе, неважно, что современная униформа их детей — это экзотические костюмы, пришедшие из японского аниме. На смену тотальности идеологии, так же требовавшей определенного вида костюма, приходит униформизм массовой культуры, даже, если эта культура пока еще маргинальна.

В серии работ Hip-Hop художница обращается к протестной музыкальной форме, получившей глобальное распространение. Чао Фей снимает на улицах трех городов типичных жителей, исполняющих по ее просьбе хип- хоп. Для съемок Чао Фей выбрала три места — «чайнатаун» в Нью-Йорке, свой родной город Кванжоу в Китае и японский город Фукока. Несмотря на то, что для съемок художница пригласила группу The Notorius MSG в Нью-Йорке и DJ Osho в Японии, она не делает видеоклипы. Hip-Hop Чао Фей — это три законченных видео фрагмента, где музыка не иллюстрирует еще одну историю о «плохих парнях», выброшенных на обочину жизни и протестующих против реальности капиталистического зла. В видеоработе Чао Фей хип-хоп — это глобальная музыкальная форма, оболочка, позволяющая художнице выйти за пределы жанра. У Чао Фей хип-хоп танцуют реальные люди, жительница «чайнатауна», торгующая зонтами, рабочие из Кванчжоу, одетые в спортивные костюмы, японская традиционная танцовщица в кимоно. Нью-йоркский хип-хоп наиболее «традиционный», узнаваемый по звучанию, отличается от японского и китайского, так же как отличаются друг от друга граффити, открывающие каждый из трех видеофрагментов одной и той же надписью «хип-хоп», представленной в разных языковых системах.

Речь идет не о сочетании глобального и локального, а о новом типе маргинальности, возникающей в тот момент, когда протестная субкультура, поглощенная массовой культурой, возвращается в «реальную» жизнь, превращая глобальное увлечение в маргинальное занятие, а маргинальную субкультуру в феномен массовой культуры.«[Olesya Turkina, «Cao Fei», «ICE CREAM. 10 curators. 10 contemporary artists. 10 source artists.» Phaidon Publishing House, 2007]

«Чья Утопия» (2006) — одна из последних работ Чао Фей, впервые показанная на Сиднейской биеннале. Это двадцатиминутное одноканальное видео, сделанное художницей на ламповой фабрике в провинции Фошан (OSRAM China Lighting Ltd, Foshan). Для подготовки этого проекта Чао Фей провела шесть месяцев на фабрике, которая является одним из символов растущей экономической активности в современном Китае, особенно для нового поколения, которое приезжает на фабрику со всех концов страны в поисках лучшей жизни. Виедоработа «Чья утопия» сосредоточена на рабочих, их повседневной жизни и мечтах. Видео состоит из трех частей, в которых художница последовательно представляет рабочий процесс на фабрике, затем видеоперформансы, воплощающие мечты рабочих о том, например, чтобы стать рок-звездой или звездой балета, и, наконец, лица рабочих, на которые мы глядим по-новому, под влиянием их воплощенных фантазий. Этот проект, как и другие работы Чао Фей — социальный. Он ставит вопрос о судьбе утопии в современном обществе. Олеся Туркина